Интервью с доцентом кафедры теологии ДВФУ епископом Иннокентием, викарием Владивостокской епархии
02.07.2019
С 21 по 24 июня 2019 года епископ Иннокентий, викарий Владивостокской епархии возглавил комиссию по защите дипломных работ очного и заочного отделений духовной семинарии.
Ваше Преосвященство, Вас в этом году пригласили участвовать в защите выпускных квалификационных работ (ВКР) в качестве председателя комиссии. Хотелось бы узнать, как вы оцениваете уровень научных исследований выпускников.
– Прежде всего, хотел бы поблагодарить ректора семинарии Высокопреосвященнейшего владыку Артемия за приглашение принять участие в работе аттестационной комиссии. Я считаю для себя это большой честью. По итогам тех дней, в которые я был председателем комиссии, скажу, что был обрадован высоким уровнем подготовки выпускных работ и организацией самого процесса защиты. Конечно, были отдельные работы слабые, это мы отмечали и давали рекомендации выпускникам. Но в целом хочется сказать, что кафедры, научные руководители и сами студенты очень добросовестно, ответственно, усердно подошли к разработке тем дипломов.
Можете ли Вы выделить наиболее яркие темы исследований?
Да, конечно. В первую очередь, это те работы, которые получили оценку «отлично». Мне запомнилась тема, связанная с реконструкцией догматической системы святителя Григория Синаита. Глубоко и содержательно выпускник решил поставленные задачи и творчески подошёл к процессу презентации материала. Кроме этой работы, хочется отметить исследование, связанное с изучением истории Православия на Аляске. Автор данной работы не просто работал в кабинете, а он ездил в Америку, находил новый материал о деятельности Кадьякской духовной семинарии. Среди студентов очного отделения следует отметить диакона Александра Пискуна, который затронул животрепещущий вопрос о соотнесении чинов погребения усопших и той практикой отпевания, которая сложилась на приходах. Это только некоторые из дипломов, которые можно отметить. На самом деле их больше было. Но были и дискуссионные по содержанию работы. Несмотря на их актуальность, студентам все же не хватало аргументации и глубины в исследованиях.
Какие слабые стороны есть у выпускников, на которые вы могли бы обратить внимание?
– Например, члены комиссии выражали часто пожелания более внимательно относиться к методологической проработке вопросов, к оформлению научно-справочного аппарата. Таких понятий как объект, предмет, цель, задачи, структура работы.
Вы являетесь доцентом кафедры теологии в Дальневосточном федеральном университете г. Владивостока. В связи с этим Вы участвуете на защите ВКР светскими студентами. Как оцениваете качество знаний и научных работ светских и духовных учебных заведений?
– Семинарские работы чаще связаны с церковно-практическими, прикладными проблемами. Учащиеся духовного заведения постоянно погружены в церковную жизнь, в отличие от студентов светского вуза, что, как мне кажется, дает семинаристам возможность при написании дипломов глубоко и содержательно раскрывать богословские темы. У наших теологов другое преимущество – они все время находятся как бы на границе встречи мира светского и церковного, религиозного и нерелигиозного сознания, поэтому у них интересными работами бывают те, которые касаются апологических вопросов, миссионерско-просветительских.
Многие считают, что уровни подготовки очников и заочников отличаются. Как бы вы могли прокомментировать такой тезис?
– Очевидно, что меньшее количество аудиторных занятий затрудняет теоретическую подготовку у заочников. Впрочем, здесь разные бывают случаи, все очень индивидуально. …Тем не менее, я не сказал бы, что заочникам не удается подготовить качественные дипломные работы. Заочник обладает перед студентом очного обучения преимуществом: если он священник или диакон, ему открывается возможность привнести в дипломный проект что-то экспериментальное, проверенное жизнью, сделать полевые исследования и др.
Что бы Вы хотели пожелать будущим выпускникам при защите дипломных работ?
– Хотел бы пожелать, чтобы ребята как минимум на 2-м курсе определили область научно-богословских интересов и начали свою работу над будущей ВКР через написание курсовых. Это первое пожелание. Во-вторых, нужно учиться содержательно и грамотно презентовать свое исследование, не увлекаться какими-то деталями и пытаться «объять необъятное». Ведь это играет большую роль на итоговую оценку. Нужно не бояться в процессе обучения выступать на семинарах и конференциях, проявлять активность.
Беседовала: Проскурина А.Н., руководитель Информационного центра Хабаровской духовной семинарии
2434 просмотра.