Проповедь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы
18.10.2011
Проповедь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы
Автор: Селиванов Дионисий,
студент 2 курса
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы празднуем день Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Сегодня мы вспоминаем первое из событий, ведущих к спасению нашего мира после грехопадения. Не зря этот праздник отмечается первым в церковном году, через неделю после новолетия.
Мы помним, что обетование о Спасителе, который избавит человеческий род от власти греха, было дано уже первым людям вскоре после грехопадения. Но должна была пройти не одна тысяча лет, не один десяток тысяч поколений, прежде, чем обетование исполнилось. Почему же медлит Господь? Ведь несомненно, что Он, всемогущий мог воплотиться в любое время, в любом месте, в чреве любой женщины. Но любая ли женщина могла вынести такой Плод? Выносить Того, на кого «чины ангельские не смеют взирать», и при этом остаться в живых. Могла ли вообще среди мира, лежащего в грехе родиться такая женщина?
Но невозможно, чтобы Господь не исполнил Своих слов. И вот, после обетования начинается многотысячелетнее соработничество Бога и человека, описываемое в Ветхом Завете. Из потомства Адама избирается потомство Сифа, из потомства Сифа потомство Ноя, из потомства Ноя потомство Сима, из потомства Сима потомство Авраама, из потомства Авраама потомство Иакова, ставшее Израильским народом, народом Божиим. И именно в этом народе, получившем все свои законы через Моисея напрямую от Бога, можно сказать, «выпестованном Богом», и должна была родиться та, которой суждено было стать Матерью воплотившегося Господа.
Но и Израильскому народу суждено было немало пройти: многолетнее скитание по пустыне, тяжелое завоевание Обетованной земли, расцвет и богатство времен царей Давида и Соломона, невыносимый плен и возвращение, когда всё приходилось строить почти с нуля. И не всегда выдерживали люди эти испытания, но вера в будущего Мессию не оставляла их никогда. Именно поэтому в том обществе бездетность стала считаться отсутствием Божия благоволения.
И как же тяжело было не возроптать на Бога бездетной паре, которая всю жизнь прожила, угождая Богу, но на склоне лет встречающей незаслуженное порицание от людей. Как часто, братья и сестры, возникает соблазн похулить Бога, позволить себе перестать соблюдать заповеди. Но не такими были праведные Иоаким и Анна. Они, несмотря на все трудности, не оставляли богоугодной жизни и верили, что Господь их не оставит. Они, конечно, скорее всего, не думали, что Спаситель родится именно от них, да еще и так скоро, всего через поколение, да и поношения они терпели и еще долго могли бы терпеть со смирением. Лишь когда священник отверг дар Иоакима Богу, ни в чем не повинные супруги воззвали ко Господу, страдая от того, что лишены возможности Ему угодить. И вот от таких людей, ничем не примечательных внешне, не имевших глубокого образования, не обладавших какими-то особыми талантами, кроме любви к Богу и людям, смирения и терпения, и рождается Та, Которая позже стала Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим.
Если мы сравним Богородицу с Ее родителями, мы увидим в них одни и те же добродетели. Лишь одной добродетелью обладала Богородица, которой не могло быть у Ее родителей – это девство. Господь должен был родиться от совершенно чистой Девы, как вещал о том пророк Исаия, только такой чистый Сосуд мог вместить в себя Божественный Свет. Но чтобы Господь мог полностью принять на Себя человеческую природу, эта Дева должна была родиться природным путем от законного брака. И никого из святых Церковь не поминает так часто, как святых праведных Иоакима и Анну, опровергая тех, кто считает, что в браке спастись невозможно.
И вот, когда, наконец, родилась Та, что была достой на произвести на свет Спасителя, наше спасение стало неотвратимым. Марии еще предстояло расти, жить при храме, обручиться с праведным Иосифом и однажды услышать новость, которой не удостаивалась ни одна женщина на земле, ни до, ни после Нее. Но это было уже делом времени. Всеведущий Господь знал, что такая Дочь таких родителей уже не запятнает себя грехом, который бы помешал Ей стать его Матерью.
Сейчас, братья и сестры, мы живем в другую эпоху, когда, к сожалению, порицается не бездетность, а многочадие. Многие родители жалуются, что их дети вырастают грубыми, жестокими, непочтительными к старшим. Не зная, как этого избежать, они задаются вопросом, как нужно наказывать детей или наоборот поощрять. При этом нередко родители совершенно не стремятся работать над собой, часто требуя от детей того, чего сами не исполняют. Чему же удивляться, если в семьях, где родители не уважают друг друга и своих родителей, где не стесняются ругаться и сквернословить при детях, дети вырастают грубыми и эгоистичными. И не секрет, что в семьях, где царит любовь, взаимоуважение и непоказное благочестие, и дети вырастают достойными людьми, и даже если поддаются соблазнам этого мира, то намного легче возвращаются к добродетели.
Так давайте же, братья и сестры, хотя бы с сегодняшнего дня начнем вглядываться в себя и, по возможности, исправлять свои недостатки, и благодать Божия будет со всеми нами и с нашими детьми, внуками, правнуками и последующими поколениями.. И да поможет нам в этом Господь молитвами Пречистой Своей Матери и святых праведных Иоакима и Анны.
Аминь!
Проповедь была произнесена студентом 2 курса Хабаровской семинарии Селивановым Дионисием 21 сентября 2011 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в храме свт. Иннокентия Московского.