Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное
06.04.2020
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В эту, 5-ю Неделю Великого поста, Церковь вспоминает святую Марию Египетскую, которая, как и многие в мире, сначала была грешницей, но, поняв, что такая жизнь ведет ее к духовной гибели, покаялась.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», обращается к нам Господь. Но что такое покаяние? Покаяние — это исповедь, на которую мы приходим и исповедуемся перед причащением, одни — чаще, другие — реже? Или покаяние — это признание и видение в себе плохих поступков, дел за которое мы, прося у Бога прощения, получаем его? Это перечисление тех проступков, нарушений каких-то правил христианской жизни, за которых просим извинения, и получаем это прощение для того, чтобы потом опять повторять всё сначала? А ведь мы с вами так и думаем. Но это совсем не есть покаяние. Так же точно, как христианская жизнь совсем не состоит из каких-то добреньких дел и правил, которые надо исполнять.
Покаяние в христианской жизни — это совершенно другое! Истинное покаяние, как мы видим из жизни преподобной Марии Египетской и всех святых, это исправление жизни, и еще — не самооправдание, но признание своего греха. Нельзя оправдывать свой грех, это бегство от настоящего покаяния.
Итак, до обращения ко Господу преподобная Мария по своему нраву была современная, очень современная – позорная женщина, с самых юных лет.
Здесь нет смысла пересказывать всё житье преподобной Марии Египетской. Мы с вами уже слышали ее жизнь на утренней службе, которая Церковь именует «Мариино стояние». Мы только затронем некоторые аспекты из ее жизни.
Она жила в начале VI века, родом была из Египта. Еще в самых молодых годах она имела несчастие потерять свою телесную чистоту, а так как ее родители, запрещали ей вести греховную жизнь, то она убежала от них в город Александрию, которая пользовалась самой дурной репутацией за дурной образ жизни своих жителей.
Будучи замечательно красивой и обладая страстным и горячим темпераментом, лишенная при этом руководства и доброго влияния, она падала все ниже и ниже, пока, наконец, не оказалась на самой низкой ступени этой лестницы разврата. Она сама говорит о себе: «Я не могу без ужаса вспомнить о той жизни, которую я прожила в Александрии; почти 17 лет предавалась я распутству, и не для того, чтобы получать деньги, а для того, чтобы удовлетворять свои похоти; я не просила денег у мужчин, лишь бы они служили мне».
Блуд, неверность и желание удовлетворять свою похоть – этот тот яд, который убивает человека мгновенно. В этом смысле, правдивы слова апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют».
Но, в медицинской практике встречаются такие случаи, что человек парализован, но еще дышит. В духовном плане, здесь тоже самое. Человеческая душа, чудесным образом остается еще живой. Господь не дает возможность ей погибнуть навечно.
Что можно сказать о человеке, который находиться в таком положении? Здесь он схож с наркоманом, который использует наркотик. Картина ужасная. Тоже самое происходит и с душой человека. Боль, мучения и безысходность – это медленная и мучительная смерть. Конечно, тем, кому с Божией помощи удается это пережить, будут вспоминать с ужасом о той жизни, которой они жили.
И что самое важное, сам человек уже не в силе соскочить с этой иглы, но только с помощью Божию.
Для того, чтобы начать исправлять свою жизнь – нужно признать свой грех или греховную зависимость. У преподобной Марии был такой момент в жизни, когда она пыталась войти в храм, возможно для того, чтобы найти себе очередную жертву своей страсти.
Но по милости Божией, она не смогла это сделать. «Да что же это, Господи!» – восклицает она в трепетном недоумении, и вдруг глаза ее невольно устремляются к образу Богоматери, как бы живой, и видится ей, что Ее очи с горем и укоризной устремлены на нее. Мучительный стыд, сознание своей греховности, сознание, что здесь страшное наказание Божие ее нечистоте, – как молния озарили в одно мгновение все ее духовное существо. Всю свою надежду, падая на землю перед образом, устремляет она к Богоматери, к Ней взывает она: «Матерь Божия, я знаю мою нечистоту греховную, знаю, что мое место не в храме, а в аду...» И обильные слезы лились из ее очей. Отныне Мария принадлежит Богу. Взойдя теперь свободно в храм и приложившись к Животворящему Кресту, еще раз дает обещание принадлежать только Господу Богу и уходит в пустыню Иорданскую, навсегда оставляя не только мир, не только прихоти человеческие, но и самые насущные потребности.
Отныне начинается поразительный, необыкновенный подвиг, ибо этот подвиг совершает слабая женщина. Во все время пребывания в пустыне у нее не было ни жилища, ни одежды, ни настоящей пищи.
Сорок семь лет провела она в пустыне. Ее внутренняя борьба с ее страстями и с пороками продолжалась 17 лет. Ее борьба была так ужасна, что она трепещет и содрогается, вспоминая ее; с одной стороны, она невыразимо страдала от голода и жажды. Изнеженная, избалованная всякого рода роскошью, Мария теперь страдала от недостатка необходимого, чего не лишен последний нищий, и эта мука еще более усиливалась, когда она вспоминала о вкусных блюдах, мясных и рыбных, которые она ела. Еще ужаснее были сладострастные помыслы; злой демон со всею живостью воскрешал в её мыслях распутные песни, которые Мария пела, со всею живостью воскрешал похотливые картины их неисчисленных преступлений. С другой стороны, одежда, в которой Мария вышла, от времени совсем распалась, и она подвергалась влиянию всех перемен погоды, всем жестокостям времен года.
Тогда, падая на землю, сожженная или оледенелая, чувствовала тогда, что она умирала. А тысячные искушения нападали на неё с демонскою силою. И в этих жестоких муках Пресвятая Владычица Богородица была ей помощью! Невыносимо страдая, охваченная в своем сердце огнем греховных помыслов, она падала на землю, ударяла себя в грудь и, горько рыдая, молила Ее: Владычица, Милостивая Царица, не лиши меня Своей помощи, на Тебя одна надежда. И вот после рыданья и мольбы, после бури наступала святая тишина, небесный свет озарял её душу, исчезали помыслы, сладкий покой возвращался к её сердцу.
И так прошло 17 лет, а после них наступил покой для её сердца, и Сама Богородица руководит её во всем! Вспоминая, от каких бед избавил её Господь.
После таких великих подвигов, несомненно, должно последовать очищение души и тела, мир с Богом и совестью, приближение к первобытному совершенству человека в состояние невинности.
Мария в это время была не человеком, но уже ангелом. Она еще облечена была в тело, но оно более походило на дух, чем на человеческое тело. Она проходила по Иордану как по суше, во время молитвы возносилась от земли на воздух, почти ничего не вкушала, кроме Тела и Крови Христовой...
Теперь вы понимаете, братия, почему Святая Церковь во дни Великого поста вспоминает жизнь преподобной Марии?
Из этой жизни каждый из нас может видеть, что путем веры и покаяния самый грешный и развращенный может при помощи Божией достигнуть великого совершенства.
Но не всякий может идти путем Марии – это путь ангелов, но не будем идти и путем противоположным – демонов, подражая им в гордой ожесточенности.
Есть средний путь – смиренного покаявшегося грешника, с помощью Божиею очищающего свою душу от греха, дабы, очистившись от него, хотя последним взойти в Царствие Небесное.
Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.
Аминь.