Учение о исихазме Григория Паламы
15.03.2020
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Молчание… этому учит нас Григорий Палама, которого мы сегодня вспоминаем и чтим. Святитель Григорий был исихастом, и защищал исихазм перед людьми, которые насмехались над этим великим деланием.
Исихазм появился в Египте в первые века христианства. Затем он распространился и в другие христианские города и страны. Также его практиковал Василий Великий, о чем он упоминает в своих трудах.
Сейчас идет Великий Пост, и для того чтобы видеть все свои грехи и страсти, нужно настроиться на это. В праздности не возможно увидеть свои грехи. Исихия – лучший способ сделать это. Григорий Палама учил, что исихия помогает человеку увидеть нетварные Энергии Божии. Один из ярких примеров видимой нетварной Энергии Божией – это Фаворский Свет.
Прикоснуться и увидеть Божественные Энергии можно только мечтать, но увидеть свои грехи и страсти мы можем. Овладеть внутренним самосозерцанием необходимо каждому христианину. Такое самосозерцание будет очень полезно во время Великого Поста.
Исихазм – это монашеская практика, которой учатся долгие годы. Монахи пребывают в молчании и молитве. Они сосредотачивают свой ум на молитве, стараясь полностью отрешиться от всего мира. Когда монахи находятся в молчании, они используют Иисусову молитву, для того чтобы все их мысли были только о Боге.
Как стать, хоть и не в полной мере, исихастом? Для начала нужно научиться молчать и пребывать в полной тишине. Для современного человека это очень сложно, ведь мы любим послушать музыку, включить какой либо фон когда мы дома одни или идем по улице. Мы боимся остаться со своими мыслями наедине. Даже простая безмолвная прогулка наедине с собой заставляет думать о своей жизни.
Когда мы этому научимся, можно будет двигаться дальше. Далее нам нужно полностью абстрагироваться от внешнего мира хотя бы на 30-40 минут. Вас не должно ничего отвлекать. Необходимо погрузиться в полное молчание и начать молиться. Необходимо думать о том, что мы делаем не так, следя за своими мыслями, которые будут постоянно разбегаться. Но мы должны возвращать свой ум в молитву и в самосозерцание.
Вообще, лучше всего каждый вечер уделять время этой практике. Проанализировать наши поступки и мысли за прошедший день. Это поможет нам не упустить из виду грехи, которые мы можем легко не заметить. Если не утруждать свой ум анализу нашей жизни, мы укореним в себе множество грехов, даже не заметив это.
Святые Отцы не учат нас пустым вещам, они учат нас тому, что сами пережили и видели результат своих практик. Они являются для нас путеводителями к Царствию Божьему, к которым мы должны прислушиваться, так как сами подобного опыта не имеем.
Поэтому братья и сестры, давайте использовать то, что оставили нам Святые Отцы. Через это мы будем приближаться к Царствию Божьему, что является главной целью каждого христианина.
Аминь.