Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый….
12.03.2020
Проповедь студента 4-го курса Хабаровской духовной семинарии чтеца Владимира Корневва, произнесенная в храме свт. Иннокентия Московского на Пассии 11 марта 2020 года
Днесь висит на древе,
Иже на водах землю повесивый….
Дорогие отцы, братья и сёстры, Великий пост – это время, которое мы должны посвятить Богу. Наша жизнь полна благами сего земного мира, но про Бога мы забываем в суете. Великий пост указывает нам на земную жизнь Иисуса Христа. Сегодня мы первый раз совершили чин Пассии (акафиста Страстям Христовым). Какая цель данного богослужения?
На Пассии мы должны отвести свой взор от наших проблем, и увидеть цель пришествия Христа, а именно нашего Спасения от смерти. Сам Господь пострадал ради нас. Мы боимся смерти, забывая про страдания на кресте нашего Господа Иисуса Христа.
Наши проблемы и страсти отдаляют от Бога, но именно Пассия нас заставляет об этом задуматься. В сравнении наших проблем и страдания Христа есть огромная разница. Мы страдаем из-за наших грехов и сами в этом виноваты, а Господь страдает за нас для нашего Спасения. Давайте с вами рассмотрим толкование молитвы «Днесь висит на древе»
«Днесь висит на древе» - Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Господь распят на древе, чтобы разрешить грех, происшедший через древо: через древо изгнал Адама из рая сатана; через древо же и Господь разбойника сделал обитателем рая.
Повесивший землю — повешен. Распростерший небеса — распростерт. Утвердивший все — утвержден на древе. Владыка — оскорблен. Бог — убит. Царь Израилев — взят десницей израильской»
Раннехристианский текст в дальнейшем дополнился и адаптировался к более современному поэтическому стилю, но сохранил своё смысловое зерно - Бог принял на себя страшное унижение, которое невозможно осмыслить:
«...в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки...» - Одевающего небо облаками Творца глумящиеся римские воины облачают в багряницу.
«...заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама...» - побои и надругательства принял Христос в доме первосвященника, Тот, Кто в реке Иордан своим крещением освободил Адама и весь человеческий род.
«...гвоздьми пригвоздися Жених Церковный..» - Христос назван Женихом Церкви по евангельской притче о 10 девах, ожидающих пришествие жениха. Девы - это души христиан, ожидающие пришествие Христа, «предобручившего Церковь».
«...копием прободеся Сын Девы...» - пронзили копьем умершего Христа, Сына Девы, которой предсказывал старец Симеон «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк, 2,35).
Мы говорим в молитве: «покланяемся страстям Твоим Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.» Бог умер на Кресте и этим действием победил смерть. Все мы ожидаем Пасху. Мы должны стремиться прийти к Богу прожив и прочувствовав жизнь Христа.
Итак, дорогие братья и сестра, давайте устремим наш взор на нашего Спасителя и будем стараться честно провести время Великого поста. Будем искренно просит у Бога прощения наших грехов для того, чтобы мы были рядом с ним. Аминь.