«Кто в центре нашей веры?»
16.10.2016
Проповедь студента 3-го курса Хабаровской духовной семинарии чтеца Константина Маркина, произнесенная в храме свт. Иннокентия Московского за Божественной Литургией 6 октября 2016 года.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня мы с вами отмечаем престольный праздник нашего храма в честь свт. Иннокентия, митрополита Московского.
Празднуя память какого-либо святого, очень часто в поучениях мы можем слышать призыв подражать ему в своей жизни. Исходя из таких слов, порой нам необходимо брать пример с пустынника, жившего в IV веке среди песков, иногда – с богослова, получившего в свое время прекраснейшее образование. Часто нас призывают с сегодняшнего дня начать нести какой-то подвиг – молчать ли час в день, начать ли поминать всех своих знакомых людей каждый день на утренних и вечерних молитвах в подражание какому-нибудь конкретному святому. Но как мы можем, например, подражать любимому нами святителю Николаю, если мы живем на более чем 1500 лет позже его? Теперь у нас научный прогресс, теперь мы вечно торопимся, у нас катастрофически не хватает времени, чтобы просто поговорить со своими родными, хотя можем связаться с человеком с другого континента... Как это соотносится с жизнью человека, который был епископом, жившего в те времена, когда на рынке обсуждали истинность богословских терминов?
Для нас же, как для христиан, во все времена наиболее важным является тот факт, что конкретный человек в конкретное время послушал Иисуса Христа. Конкретный человек услышал призыв Богочеловека: «Иди за мной», - и постарался в течение всей оставшейся жизни поставить в центр своей жизни Христа.
Святитель Иннокентий, память которого мы празднуем, верно расставил приоритеты в своей вере, поставив «во главу угла» Иисуса Христа. Следуя сам за Ним, архиерей приводил к Нему же и людей, к которым был направлен. Какова была бы польза от проповеди и основания храмов среди коренных народов, если бы святитель учил людей лишь обрядовой стороне – постам, молитвенным правилам? Достаточно было бы уехать в соседнее поселение, и люди вернулись бы обратно к своей вере, к «традициям своих предков».
Святитель же говорил людям о Христе. И сам жил так, будто всегда рядом с ним живет Иисус Христос, стараясь, по Его слову, поступать с людьми так, как хотел бы, чтоб поступали с ним.
А что же для нас центр веры? Действительно ли Бог Господь, явившийся нам, то есть Иисус Христос, как мы поем на утрени? Действительно ли для нас важен сам Он и возможность очень тесного, личного общения с Ним через несколько мгновений, когда вынесут Чашу? Или я просто стою здесь, не осознавая того, что сейчас нам снова явится Воскресший Иисус? Тот самый, при встрече с которым у апостолов Луки и Клеопы «сердца горели». Этот Огонь – Иисус Христос сейчас выйдет ко всем нам, Тот самый, Который зажег сердца алеутам, колошам, к Которому стремился Иннокентий, и Который зовет всех нас к Себе.
Аминь