Главная Публикации Проповеди «Алексий — человек Божий»

«Алексий — человек Божий»

03.04.2014

Проповедь студента 4 курса Хабаровской духовной семинарии Морозова Василия, произнесенная в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Хабаровска 30 марта 2014 года.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! Все мы с вами видели сегодня, подходя к церковной паперти, людей, которые с протянутой рукой просят милостыню. Кто-то из нас, может быть, увидел в этих людях лентяев, которые не хотят работать и которым проще просить милостыню. Кто-то увидел пьяницу, который собирает копейки на очередную бутылку водки. Кто-то увидел действительного нуждающегося человека и помог ему. И вот каждый из нас проходя мимо этих людей, так или иначе, обращал внимание на их внешний вид, как от них пахнет (водкой или немытым телом), совсем ли они грязные или хотя бы немного умыты и каждый из нас делал определенный вывод и выбирал, на основании все тех же внешних признаках, помогать этому человеку или нет.

Господь же сердцеведец: мы говорим он пьяница, а Господь знает кто он, мы говорим лентяй, а Господь знает кто он. Богу неважно как одет этот человек или как от него пахнет. Все внешние признаки важны только нам. Это мы на основании этих внешних признаков делаем выводы. Но мы не можем по-другому, мы не можем видеть внутреннюю жизнь человека, мы способны судить только по внешним признакам. Для Господа же важно сердце и внутреннее духовное настроение.

Примером того, как люди судят о человеке по внешним признакам и как Господь ведает сердце и знает каков человек на самом деле, является преподобный Алексий человек Божий, память которого воспоминает сегодня Православная Церковь.

Из жития преподобного Алексия мы знаем, что он родился в Риме и был родом из очень богатой семьи, жил в полном достатке и мог пользоваться всеми привилегиями того мира. Живя в таком достатке, мы представляем себе как он одевался, это наверняка были очень богатые одежды. Также из жития мы знаем, что он женился на красивой знатной девушке из римской семьи. Но все это было ему не по духу, он не желал носить богатые одежды, он не хотел плотской любви, но носил такую одежду, и даже женился, но только по огромной сердечной любви к своим родителям, он повиновался своим им, исполняя заповедь «почитай отца твоего и матерь твою».

Всю, вот эту, внешнюю его жизнь и видели люди, но к чему стремилась его душа и чего она желала, они узнали только после его смерти, а Господь знал, и так промыслительно устроил его жизнь,  что теперь он  молится за нас у престола Божия.

Сразу после свадьбы он тайно удалился из города, уехал в месопотамский город Едессу, остановился у церкви Пресвятой Богородицы и прожил на ее паперти семнадцать лет. Одетый в нищенскую рваную одежду, он питался от милостыни, которую ему подавали верующие, приходившие в храм помолиться.

Он ничем не отличался от других нищих на той же паперти, люди проходя мимо так же по внешним признакам судили о нем, и только Господь знал его по настоящему, только Он видел его сердце и душу.

Между тем его отец отправил слуг во все концы на поис­ки сына. Некоторые из посланцев отца добрались до Едессы. Они проходили мимо Алексия и пода­вали ему милостыню, даже и, не подозревая, что это и есть их знатный хозяин, настолько аскетический образ жизни и дурное обращение к нему, ко­торое он из любви к Богу переносил с благодарностью, из­менили его телесный облик.

Через несколько лет, по промыслу Божию преподобный оказался у ворот родного дома, где он, будто нищий, попросил милостыню у собствен­ного отца, вышедшего из дома. Отец не узнал своего сына, но приказал своим слугам дать кров этому бедному человеку и кормить его остатками своей трапезы так долго, как он этого захочет. Человек Божий провел еще семнадцать лет у дверей, от­чего дома, перенося без единого слова недовольства, и да­же радостно, оскорбления и насмешки слуг.

Почув­ствовав приближающуюся смерть, он попросил, чтобы ему принесли свиток и чернила, и так, с пе­ром в руке, написав всю историю своей жизни, почил. Когда этот свиток зачитали принародно, все пребывали в молчании, изумляясь тому, каким удивительным образом этот служи­тель Божий воевал против естества, дабы приобрести Царствие Божие. У смертного одра преподобного Алексия собралась толпа: к слепым возвращалось зрение, глухие начинали слышать, немые громко прославля­ли Бога.

Возвращаясь к тем людям, которые стоят сейчас на паперти Собора, можем ли мы с вами утверждать, что среди них нет человека Божия? Так как мы должны с вами относится к тем людям, которые просят милостыни? Во – первых мы должны уважать этих людей, независимо от их внешнего вида, видеть в них образ и подобие Божие. Во – вторых стараться не осуждать их, и тем более не обижать, не надсмехаться или злиться, что надоели уже просить, а помогать. Помятуя о том, что не полезно будет пьянице дать денег на выпивку, не полезно будет поощрять лентяев не хотящих трудиться. Это с одной стороны. С другой стороны сам Господь призывает нас быть милостивыми «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» - слышали мы сегодня в Евангельском чтении.

Так чем же мы реально можем помочь? Молитвой. Мы можем помочь молитвой. Мы поступим с Вами разумно, если поможем этому человеку не деньгами, а молитвой. Нам ничего не стоит узнать у этого человека его имя и помолиться за него. Молитва принесет этому человеку на много больше пользы, чем те же два рубля.

А давайте с Вами вдумчиво всмотримся не только в нищих, но и в своих близких, соседей, в тех с кем вы работаете, в тех с кем у Вас, может, отношения не складываются, даже и во врагов своих давайте вдумчиво всмотримся. И мы увидим, что кроме внешних признаков существует еще и внутренний мир, увидим, что за каждым из них, за каждым образом, скрывается нечто уникальное и вечное, но нам неведомое, но только Богу, душа этого человека.

Так давайте же братья и сестры с сегодняшнего дня постараемся помогать всем этим людям молитвой, они нуждаются в этом. Давайте, мы с Вами сегодня, вспомним и составим список людей, которым нужна помощь (материальная, или духовная), вспомним обижающих нас, возможно, кто-то не погнушается и спросит у бедняги на паперти его имя, и придя домой, составим список и помолимся перед Господом сердцеведцем о рабах Божиих.

Аминь.