Главная Публикации Проповеди «О покаянии»

«О покаянии»

17.03.2014

Проповедь студента 3 курса Хабаровской духовной семинарии Кулишова Александра, произнесенная за Божественной литургией в Спасо-Преображенском кафедральном соборе 16 февраля 2014 года.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вчера мы встретили великий двунадесятый праздник Сретение Господа, а сегодня воскресный день, день который знаменует вторую подготовительную неделю к достойному вступлению на поприще поста и сугубой молитвы. Церковь воспевает песнь: «Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче» и премудро вспоминает притчу о блудном сыне. Зачем нам Господь рассказал эту притчу?! Чтобы в немногих словах показать обманчивость греха и блаженство жизни в Боге. Чтобы мы прониклись этим сокровенным словом Господним в преддверии Великого поста, поняли, насколько безгранична любовь Божия к людям, и какую радость даёт покаяние!

В Эрмитаже есть известная картина голландского живописца Рембрандта «Возвращение блудного сына». Картина, на которой изображен Отец и блудный сын, упавший на колени перед ним. Художник попытался изобразить евангельский сюжет – Возвращение блудного сына, голодного, оборванного. Картина известна тем, что даёт наглядность, показывает блудного сына в объятьях милосердного отца, и старшего сына узнавшего о возвращении блудного брата, слуг готовых служить отцу. Теперь давайте сопоставим этот сюжет с текстом Евангелия, постараемся понять смысл притчи.

Из притчи мы знаем, что у Отца было два сына: под образом Отца понимается Бог, два сына, это грешники и мнимые праведники. Сказал младший сын отцу: отче дай мне часть имения, и отец разделил имение. По прошествии немногих дней, младший сын ушёл в страну «далече», где расточил своё имение, живя распутно. Вдоволь, вольготно и весело пожил по воле своего развратного сердца. Но, так живя, он всё растратил, переделал все постыдные дела и стал нищим. Настал великий голод и начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той. Святитель Иоанн Златоуст, метко говоря об этих жителях, называет их «бесы». И «послал его» тот, к кому он прилепился, «на поля свои пасти свиней». И рад он был наполнить чрево рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Что указывает на меру того состояния, в котором он находился: унизительное, свинское, отчаянное положение! Рад был насытиться рожками, но никто не давал ему, ведь невозможно насытиться грехом!? Однако мы, порой подобно одержимы грехом, не можем остановиться в своих страстях и притязаниях.

А дальше был тот волевой момент, когда блудный сын пришёл в себя, момент истинного покаяния и решимости исправить свою жизнь. Он вспомнил об Отце, о Боге, о Его благости, милости и любви, встал и сказал: «пойду к отцу моему и скажу ему: «отче! Я согрешил против неба и перед тобою, я недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наёмников твоих». То есть: «Зачем мне питать свои страсти, которые всё равно не могу насытить?». Совершенно смирившись, с сознанием своего недостоинства, с глубоким чувством покаяния, в лохмотьях, он встал и пошёл к отцу своему. И когда тот был ещё далеко, отец увидел его и сжалился. Сын же начал говорить: «отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо это сын мой был мёртв (мертв душой) и ожил (ожил, воспрял душой), пропал (для Царства Небесного) и нашёлся (спасён, теперь с Богом)».

Как велико каждое это слово. Бог, Всесовершен, Вседоволен, Всеблажен, Он милует и спасает раскаявшегося грешника. В преизбытке радости, заклает для него тельца откормленного Сына Своего единородного и даёт ему приобщиться Тела и Крови Его. Телец - это образ Христа, который заклался за наши грехи, и от вкушения Его Тела мы получаем благодать Божию; а пир - это есть Божественная литургия, которую мы совершаем. В этом Таинстве – святой Евхаристии фокусируется весь смысл жизни человека в Церкви. Господь наполняет душу миром, покоем, тишиной; эти чувства поистине духовны. Господь удовлетворяет жажду Бога с одной стороны, а с другой — еще большее ее возгорание, а главное, — эта та решимость жить по Богу, которая по своей сути спасительна, она приближает нас к Царству Небесному, бесстрастию, истинной жизни во Христе! Блудный сын получил всё в преизбытке, был прощён, он в объятьях Отца.

В притче также помимо блудного сына упоминается старший сын, который был на поле, усердно работал в поте лица своего. Узнав, что вернулся его блудный брат и что отец устроил пир, рассердился, позавидовал и не захотел даже войти в дом, чтобы приветствовать брата. А когда отец вышел и звал его, он с обидой и упрёком сказал: Я столько лет служу тебе, не нарушал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы повеселиться с друзьями моими. Вот так воспротивился он воле Отца. Зачастую и мы также поступаем. Мы призваны служить и более других заботиться о близких людях, начинаем противиться благодати и милости Божией. Властям и начальствующим начинаем упрямиться из-за нашего самодовольства и гордости. Мы не знаем путей Божиих, что за что бывает, противимся обстоятельствам, зачастую ищем виноватых, будто мы можем не служить, а самодовольно жить.

И что происходит!? Человеколюбец Бог останавливает его речь. «Сын мой!» - говорит Отец, - «ты всегда со мною, и всё мое твое, и следовало тебе возрадоваться и сочувствовать отцу, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропал и нашёлся.» Отец явственно показывает свою совершенную любовь, Он рад каждой спасённой душе, призывает к терпению, смирению, подожди, до времени: «Всё мое твое», - говорит Он, т.е. полно будет тебе, служи и не жди, всё воздастся тебе, радуйся спасающимся душам и сам спасён будешь.

Да, эта притча о Любви, о непостижимой Любви Небесного Отца, для нас с вами. Зачастую мы малодушествуем, в нас пребывают маловерие, гордость, блуд, зависть и другие грехи, мы видим свою «несправедливость», в нас противление Истине. Мы продолжаем служить своим страстям, «суета сует», как будто и нет никакого Бога. Но Бог продолжает любить и ждать нашего возвращения, оберегает, не даёт нам порою много «пировать», помогает, назидает, прощает, преображает.

Хорошо так жить - ожить, так чтобы «жизнь жительствовала в нас», как сказал однажды ныне уже почивший старец Иоанн Крестьянкин, прийти в себя, что не возможно без чувства покаяния. Необходимо глубоко осознать важность истинного покаяния, принципиально нового, отличного, в чём, несомненно, да поможет нам Господь и время наступающего Великого поста. Без покаяния невозможен духовный рост, так преп. Иоанн Лествичник говорит о покаянии, как о «возобновлении крещения». Необходимо сделать этот шаг, испытать свою совесть, оставить злонравие, совершить коренной перелом от греха в сторону Бога. Как некогда сделал его апостол Павел, отказавшись от греха, и устремив всю свою жизнь к Христу, впоследствии сказав о главном, т.е. о вере и о сопричастности жизни христиан к жизни Христа: «И уже не я живу, но живет во мне Христос».

И тогда мы, победив робость и отчаяние, исцелённые, с лёгкостью смогли бы пропеть, по слову сегодняшнего кондака, в душе своей: «согреших пред Тобою Отче щедрый, прими мя кающегося, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих». Сегодня, всем достойно с осознанием своего недостоинства причаститься, достойно пройти поприще Великого поста, встретить Воскресшего Господа в Светлое Христово Воскресение и всегда помнить, что: «Всё нам по милости Твоей Господи, помилуй нас».

Аминь.