Иеродиакон Зосима: Семинария называется «школой», потому что она призвана воспитывать
08.12.2016
Фото: Скуридин Алексей, студент 2-го курса Хабаровской духовной семинарии
29 ноября 2016 года в стенах духовной школы у нашего корреспондента Корнева Владимира, студента первого курса была возможность поговорить с выпускником Хабаровской духовной семинарии, иеродиаконом Зосимой (Басаловым).
Иеродиакон Зосима (в миру Денис Олегович Басалов) - выпускник Хабаровской духовной семинарии 2015 года. Будучи студентом семинарии, нес послушание старшего иподиакона у владыки Игнатия, ныне митрополита Аргентинского и Южноамериканского. По окончании семинарии поступил в магистратуру Санкт-Петербургской Духовной Академии.
25 ноября 2016 года в домовом храме нашей духовной школы епископом Ванинским и Переяславским Савватием был пострижен в монашество с именем Зосима в честь преподобного Зосимы Соловецкого, а 27 ноября в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Хабаровска был рукоположен во иеродиакона для дальнейшего несения послушания в Ванинской епархии.
– Отец Зосима, как наша духовная школа повлияла на Вашу духовную жизнь?
– Прежде всего наша семинария повлияла на мою духовную жизнь непосредственным участием в таинствах, богослужениях, которые регулярно проходили в семинарском храме: это акафист иконе Божией Матери «Скоропослушница», который совершается каждую среду; это учебные богослужения с пятницы на субботу, когда все студенты принимают в нем непосредственное участие: читают, поют, пономарят; и это торжественные воскресные богослужения, когда собираются все прихожане, когда поёт мужской хор и стоить заметить, что певчие поют не только обиходные напевы, но и нотные. Участие во всём этом вдохновляет на то, чтобы больше времени своей жизни уделялось молитве и обращению к Богу, а через это мы воспитываемся и исправляем самих себя. Семинария называется «школой», потому что она призвана воспитывать.
– Сложно ли было сделать такой выбор – монашество?
– Особого выбора я не делал с момента моего воцерковления, а в Церковь я пришёл в 17 лет. В то время у меня в голове уже устоялся такой путь – монашество. Была тяга к монастырскому монашеству. Постепенно начал узнавать о Церкви, помогать в храме, а потом планировал уехать на Запад в один из монастырей, в частности, рассматривал для себя Санаксарский мужской монастырь в Мордовии, так как те, кто там бывал, тепло отзывались об этой обители. Так же хотел в Оптину пустынь, рассказы о которой слышал и видел в фильмах и на фотографиях.
Выбор в сторону монашества был у меня всегда, я никогда не сомневался в нём. Вместо монастыря я попал в семинарское братство, которое имеет свой устав, молитвенное правило, послушания, и во время обучения в семинарии выбор лишь утвердился окончательно. Необходимо было со смирением ждать и молиться, чтобы Господь сподобил такой не легкий, но радостный путь.
– Какие чувства Вы ощущали во время совершения монашеского пострига?
– Чувства переживания ощущались до пострига в ожидании: за день, за час, и в то время, когда тебя уже ведут. Когда ты распинаешься на полу храма, пытаешься доползти до архиерея, который тебя постригает, то уже испытываешь некое спокойствие, и лишь молишься Богу о том, чтобы всё, что сейчас происходит действительно было совершенно и сохранено до самой смерти, чтобы Господь помог в этом нелёгком пути.
Во время пострига уже стоял и слушал наставления. Само пострижение волос и наречение нового имени заставляет немного поволноваться, ведь ждёшь то, что выпало мне по жребию. Моё имя выбирало духовенство возле престола, на нём лежали имена разных святых, и Господь уготовал мне новое имя «Зосима». Это очень волнительный момент, но больше всего Господь дал мне ощущение страха Божьего, когда я вышел на следующий день из алтаря. Тогда после этого ты видишь, что вышел другим человеком, у которого появилась великая ответственность перед Богом.
– 27 ноября за Божественной Литургией прошла ваша хиротония во иеродиакона. Поделитесь пожалуйста Вашими впечатлениями.
– Хиротония для меня прошла уже без таких сильных переживаний, как на постриге. Больше половины службы я ждал, когда настанет этот момент и когда меня повели через Царские врата, и я начал прикладываться к престолу, я испытал радость.
За время своего иподиаконского послушания у митрополита, я много ставленников вывел перед хиротонией, поэтому я знал всё, что надо было сделать мне перед рукоположением, каждый шаг действий. Я благодарил Бога за ту возможность, которую Он мне дал. Когда несешь послушание в алтаре, у тебя нет возможности помочь священнику в уборке на жертвеннике и на престоле, потому что не можешь прикасаться к священным сосудам и предметам.
Сам момент хиротонии даёт понять и порадоваться за то, что ты теперь можешь ещё больше послужить Богу.
– Какую, как вы чувствуете, обязанность возложила на вас Матерь Церковь?
– Обязанность я ощущаю четко, ведь то послушание, которое возложено на меня сейчас в помощь архиерею Ванинской епархии – это создание практически с нуля новой епархии, где никогда не было стойкой православной жизни, где никогда громко и чётко не звучало Слово Божие. Еще нужно создавать с нуля епархиальный аппарат управления, ведь это большая ответственность, от которой зависит жизнь и дальнейшее развитие епархии при уже наших преемниках. Матерь Церковь через мою хиротонию возлагает на меня огромное доверие и шанс, который даётся мне в исправлении себя. Прежде всего в монашестве и диаконстве даётся огромная честь послужить Матери Церкви, священноначалию, Святейшему Патриарху для благоденствия Русской Православной Церкви.
– Какое Ваше дальнейшее послушание в Ванинской епархии?
– Моё дальнейшее послушание в Ванинской епархии прежде всего диаконский чин на архиерейском богослужении, потому что на данный момент я являюсь единственным диаконом в епархии, а также административное послушание в качестве заведующего канцелярией, которую предстоит ещё создать.
– Какие Вы видите перспективы духовного развития Ванинской епархии?
– Это вопрос не лёгкий, потому что прежде всего надо познакомиться с тем, на каком этапе церковного развития находятся шесть районов, которые включает в себя Ванинская епархия. Если мы вместе будем трудиться в полном послушании нашему архиерею с доверием и любви друг ко другу, и с огромным желанием нести Слово Божие на территории Ванинской епархии, то наше духовное развитие даст нам плоды наших трудов.
– Что вы хотите пожелать воспитанникам Хабаровской духовной семинарии?
– Воспитанникам семинарии, прежде всего, основываясь на пятилетнем обучении здесь, хочется пожелать послушания, в котором находятся сегодня студенты, чтобы они не тяготились ими и не роптали; ведь это важно для взросления будущего служителя у престола Божьего. Прежде всего внутри этих стен, усилиями ребят и студентов, должно сохраниться единство, братская любовь, молитва друг о друге, дабы не было никаких склок, доносов, ревнивых взглядов. Потому что всё это проводит между братьями грань, которая нам тягостна; и для того, чтобы этого не было, необходимо поддерживать друг друга. В нашей духовной школе мало студентов и мы одна семья, поэтому необходимо очень внимательно относиться к тому, что у нас происходит внутри, и не надо выплёскивать зло на своего ближнего, ведь с тем, с кем живёшь и с тем или с кем сидишь за одной партой, и тем более причащаешься с одной Чаши, мы должны жить в мире, как заповедал нам апостол Иоанн Богослов.
– Спаси Вас Господи, отец Зосима.
6983 просмотра.