Главная События Новости Учебный комитет РПЦ дополнил рекомендации по организации воспитательной работы и жизнедеятельности студентов на период карантина

Учебный комитет РПЦ дополнил рекомендации по организации воспитательной работы и жизнедеятельности студентов на период карантина

31.03.2020

27 марта Учебный комитет Русской Православной Церкви на базе Московской духовной академии провел вебинар с представителями администрации и воспитательных служб высших духовных учебных заведений. С учетом материалов вебинара были составлены рекомендации по организации воспитательной работы и жизнедеятельности студентов на период проведения мер профилактики распространения коронавируса.

Документ расширил разосланные 17 марта 2020 г. рекомендации по организации воспитательной работы и жизнедеятельности студентов, остающихся в расположении учебных заведений.

Цель рекомендаций – обеспечить непрерывность воспитательной работы в условиях изменения формы обучения (на дистанционную).

Задачи, стоящие перед воспитательной службой высших духовных учебных заведений в настоящий период:

    1. Содействие обеспечению учебного процесса в дистанционной форме.
    2. Поддержание духовной жизни учащихся в период Великого поста.
    3. Организация свободного времени студентов и укрепление социальных связей внутри коллектива учащихся.
    4. Соблюдение мер профилактики вирусной инфекции и поддержание здоровья учащихся.

Основные сложности воспитательной работы в данный период:

    1. Отсутствие возможности прямого контакта с группами учащихся.
    2. Удаленность значительной части студентов от учебного заведения.
    3. Отсутствие привычных инструментов воспитательной работы и дисциплинарного контроля.
    4. Изменение психологического состояния студентов (растерянность, чувство одиночества, новые условия обучения и распорядка жизни).

С учетом сложившейся ситуации, воспитательная работа делится на два основных направления: работа с учащимися, оставшимися в расположении духовных школ; работа с учащимися, находящимися вне расположения духовных школ.

Рекомендации по организации воспитательной работы с учащимися, оставшимися в расположении духовных школ:

    1. Поддерживать регулярный контакт с учащимися для предупреждения чувства растерянности и одиночества. В этих целях на трапезах желательно обеспечить присутствие не только дежурного помощника, но и представителя администрации более высокого уровня. Целесообразно во время подобных контактов обращаться к учащимся со словами поддержки, проявлять заботу о состоянии здоровья, настроении, интересоваться их потребностями бытового характера для формирования списков необходимых покупок.
    2. Обеспечить контроль прохождения дистанционного обучения студентами. Для этого необходимо через преподавателей узнавать информацию об учащихся, не участвующих в учебном процессе, далее силами воспитательной службы выявлять причины неучастия в занятиях. Это необходимо для поддержания ответственного отношения к учебе.
    3. Обеспечить пребывание учащихся на свежем воздухе. Для этих целей рекомендуется внести изменения в распорядок дня на усмотрение администрации, а также предусмотреть возможность совмещения пребывания на свежем воздухе с общественно-полезным трудом (наведение порядка на территории и т.д.).
    4. Обеспечить занятия спортом индивидуально или малыми группами.
    5. Особое внимание уделить выполнению распорядка дня учащимися. Для этого необходимо контролировать не только отбой, но и подъем согласно распорядку дня. Это создаст условия для выполнения утреннего молитвенного правила в том случае, если оно выполняется келейно. Также необходимо довести до учащихся время, выделенное на исполнение вечернего молитвенного правила для сохранения структуры распорядка дня.
    6. Провести среди учащихся разъяснительную работу об ответственном отношении к духовной жизни, особенно в связи со сложившимися обстоятельствами, с привлечением к этой работе духовников и наиболее опытное духовенство.
    7. Особое внимание уделить чтению творений святых отцов. Для этих целей обеспечить более свободный доступ к книгам через книжную выставку в фойе без посещения библиотеки.
    8. Для мотивации студентов в чтении книг продумать систему конкурсов и поощрений.
    9. Поддерживать связь с родителями и близкими родственниками учащихся для выяснения положения дел в семье и близком окружении.

Рекомендации по организации воспитательной работы с учащимися, покинувшими расположение учебного заведения

    1. Уделить особое внимание работе представителей воспитательной службы в чатах и в группах социальных сетей для поддержки учащихся, организации обратной связи и общения. Для этого можно публиковать посты от лица администрации, анализировать информацию об учебном процессе, связанных с ним трудностях и выдвигать предложения по его улучшению. При возникновении проблем технического характера помочь студентам получить задания альтернативными способами.
    2. Обеспечить контроль прохождения дистанционного обучения студентами. Выяснять причины несоблюдения сроков выполнения заданий в сотрудничестве с преподавателями.
    3. Обеспечить сбор информации о несении церковных послушаний и помощь в их организации при взаимодействии с храмами и соответствующими епархиальными отделами. Необходимо принять во внимание важность усилий по организации подобных послушаний, так как богослужебные послушания и/или помощь ближним имеет важное воспитательное значение. Учитывать случаи несения подобных послушаний для последующего поощрения студентов.
    4. Продумать организацию онлайн-конкурсов внутри студенческого сообщества для последующего выбора победителей с целью организации совместного досуга для поддержания коллективного духа.
    5. Составить список литературы для чтения, а также фильмов (документальных и художественных), рекомендованных к просмотру с последующим обсуждением прочитанного и просмотренного в общих чатах.

Данные рекомендации направлены на преодоление сложностей в период сложившейся ситуации, сохранение непрерывности воспитательного процесса в студенческом сообществе для максимально быстрого восстановления полноценной учебно-воспитательной работы учебного заведения.

Рекомендовано публиковать удачные работающие практики на официальных сайтах учебных заведений.

Частично представленные рекомендации уже реализуются в разной степени в высших духовных учебных заведениях.

Источник

618 просмотров.