Преподаватель духовной семинарии провел лекцию в Московской духовной академии
12.04.2019
Текст и фото: По материалам сайта Московской духовной академии
Эпоха метафизического и вечного, эпоха смыслов канула в лету вместе с философией Платона и Аристотеля. Лишь некоторые исследователи и ученые пытались приблизиться к этому утраченному идеалу, пробовали реконструировать метафизику с ее вечным смыслом.
К ее пониманию пытался приблизиться современный философ Жиль Делез, но поскольку подлинное понимание метафизического и прекрасного в отрыве от Бога невозможно, становится актуальным изучение предмета «богословской эстетики». По данной проблематике 3 апреля в Большом актовом зале МДА прочел лекцию О.Б. Давыдов, доктор философских наук, научный сотрудник Тихоокеанского государственного университета, преподаватель Хабаровской духовной семинарии.
«В нынешние времена, когда Бог предан забвению, а философия, предав истину, выродилась в нигилизм, христиане остаются последними стражами истины», — процитировал Ганса Урса фон Бальтазара лектор.
Центральной темой лекции явилась тема генезиса подлинной красоты и искусства. По мнению О.Б. Давыдова, искусство является камертоном любой эпохи.
О.Б. Давыдов сказал, что настоящая красота всегда притягивает к себе, и созерцающий красоту стремится к ней. В секуляризированном мире красота открывается как явление бытия. По этой причине он заметил, что христианское богословие начинается с удивления красотой, оно с ней взаимообратимо, поскольку красота – это свойство самого бытия.
«Для христиан красота настолько всеобъемлюща, что является там, где не христиане ничего не увидят. Христианин видит красоту даже в самых эстетически неприятных вещах, таких как бедность и болезни. Для христиан всё, весь мир указывает на Творца».
Христианство – видение Бесконечного в конечном. Для христианина мир – это место явления Славы Божией, в котором все указывает на Творца, вершиной которого является Боговоплощение.
Христиане являются миротворцами и свидетелями любви и красоты по самой своей сути. Поэтому красота, выражаемая христианами в произведениях искусства, является свидетельством Бога, подражанием Ему, и несет в себе не разделение, но любовь.
«Все, что есть, существует не по необходимости, а потому что оно сотворено из ничего. Именно поэтому все, что мы имеем, – дар. Дар Бесконечного конечному, дар любви».
Напоследок О.Б. Давыдов сказал, что нынешнее искусство секуляризировано и сигнализирует о духе эпохи, духе постмодернизма и хаоса, а современная экономика направлена на то, чтобы человек имел постоянное неудовлетворенное желание. Это желание бесконечно, ненасытно и разрушительно для человека. Лишь в истинно прекрасном — в Боге — человек может обрести полноту жизни.
После лекции О.Б. Давыдов ответил на вопросы.
Фоторепортаж:
674 просмотра.