«Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»
01.04.2018
Текст: Сыскин Марк, студент Подготовительного отделения Хабаровской духовной семинарии
Фото: Скуридин Алексей, студент 3-го курса Хабаровской духовной семинарии
Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье – это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Иерусалим, встречают Его ликующий народ, готовые из Сына Божиего сделать своего правителя, ожидающие от Него победы над врагом, разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что все это торжество, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему ненавидящим лицом и будет просить Его распятия. Перенесемся духом в те тяжелые дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас человечество от власти смерти и греха.
В память этого события 01 апреля 2018 года, в Неделю ваий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», в домовом храме семинарии была совершена литургия св. Иоанна Златоуста. Божественную литургию совершил священник Олег Кузнецов, благочинный семинарского храма.
Господь в окружении учеников отправился из села Вифании в Иерусалим. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: “Осанна!”, что значит “спасение, радость, слава”. Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет как Царь мира и Судия.
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19). Величественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9).
Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.
Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества». В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.
Священник Олег Кузнецов в своей проповеди отметил, что сегодняшний день – это торжество Господа нашего Иисуса Христа, торжество Его земной жизни и Его славы. Христос, на пике славы сегодня. Но, эта слава земная и Он не ставит её ни во что. В последующие дни она будет катастрофически падать, и дойдёт до того предела, когда тот же народ возопит: «Распни, распни Его». Сегодня мы, принесшие ветви древес, должны помнить, что наше восклицание «Осанна в вышних…» должно совпадать с тем, что вкладывал в это Христос. То спасение, которое Он принёс. Принять Его, как истинного владыку, который дал нам избавление от нашего внутреннего врага, наших страстей и злобы. Всего того, что не делает нас сопричастниками ни со Христом, ни друг с другом.
"Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!"
И с яростным хрипом в груди,
С огнем преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя все грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой -
О мщеньи, о мщеньи,
О пире кровавом для всех обойденных судьбой -
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядешь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата - на позор,
На пропятье!
29.VII.1922 Иван Бунин: Вход в Иерусалим.
Фоторепортаж:
738 просмотров.