«Отроча младо — Превечный Бог!»
07.01.2018
Текст: Минаев Олег, студент Подготовительного отделения Хабаровской духовной семинарии
Фото: Скуридин Алексей, студент 3-го курса Хабаровской духовной семинарии
В ночь с 6 на 7 января 2018 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в домовом храме семинарии была совершена торжественная литургия св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
Богослужение совершил благочинный семинарского храма священник Олег Кузнецов. Теплые и светлые песнопения праздника Рождества Христова исполнили певчие мужского хора духовной школы, под управлением регента Бородиной Я. А.
Семинарский храм, освященный в честь святителя Иннокентия митрополита Московского, был наполнен студентами, преподавателями, а также прихожанами семинарии. Многие из пришедших на ночное богослужение приступили к Причастию Святых Христовых Таин. По завершении литургии всем было предложено спустится в трапезную, для того, чтобы совместного разделить радость Рождения младенца Христа.
Тропарь Рождества Христова - глас 4.
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.
Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Хабаровского и Приамурского архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, огласил Скуридин Алексей, студент 3-го курса семинарии.
В своем Рождественском послании владыка отмечает: «Рождество Ипостасного Слова, произошедшее в одном из скромных селений древней Палестины – в Вифлееме Иудейском, есть ярчайшее свидетельство любви Творца к Своему созданию. Эта любовь являет нам неизреченное попечение Господа обо всем человеческом роде и, вместе с тем, о каждом из нас».
Рождество Спасителя – наше рождение как сынов и дочерей Божиих. Может быть, потому праздник Рождества ощущается нами как преимущественно радостный детский праздник, разгоняющий наши страхи и тревоги в беспредельном доверии к нашему Небесному Отцу. Чудесный праздник, т. к. по словам философа и поэта,
Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от горя и тревог,
Земля в объятьях неба опочила,
И в тишине родился с нами Бог.
В завершении богослужения священник Олег Кузнецов огласил Рождественское послание патриарха Московского и всея Руси Кирилла, после которого обратился к прихожанам со словом проповеди.
- Присоединяюсь к поздравлению нашего святейшего архипастыря патриарха Кирилла, и всех вас сердечно поздравляю со светлым праздником Рождества Христова. В особенности же слова поздравления адресованы причастникам, которые в этот день принесли свои живые сердца, распахнутые на встречу Богомладенцу Христу, - отметил в своей проповеди отец Олег.
Историческая справка.
О рождении Иисуса в Вифлееме повествуют Евангелия от Матфея и от Луки. Ни в одном из них не указана точная дата рождения Спасителя. В разное время экзегеты пытались хотя бы приблизительно вычислить день рождения, исходя из его взаимосвязи с другими событиями – Благовещением Пресвятой Девы Марии или явления ангела Захарии, отцу Иоанна Предтечи. Но эти предположения были заведомо неубедительны из-за невозможности установить точные календарные даты и этих событий. Так, например, св. Иоанн Златоуст полагал, что явление ангела Захарии было в сентябре, в день Очищения (Йом-Кипур), ошибочно называя его праздником Кущей. В этот день первосвященник один раз в год входил в Святая Святых Иерусалимского Храма. Но Златоуст приписывает Захарии служение, которое принадлежало исключительно первосвященнику. А Захария был только священником «из Авиевой чреды» (Лк 1:5). Некоторые детали евангельской истории косвенно указывают на то, что Христос был рожден не зимой, в декабре, а в иное – теплое время года. Евангелист Лука повествуют, что, прибыв в Вифлеем, Иосиф и Мария не смогли остановиться в гостинице и вынуждены были провести ночь в пустовавшем помещении для скота, где и родился Христос. В ту же ночь явился ангел и возвестил о рождении Спасителя мира пастухам, которые в окрестностях Вифлеема пасли стада. Но в декабре в окрестностях Иерусалима наступает сезон дождей, ночи бывают сырыми и холодными – скот в это время по ночам держали под кровом.
В III в. в Египте был установлен праздник Богоявления (Θεοφάνια) называвшийся еще Явлением (Επιφάνια) (6 января). Этот праздник включал в себя воспоминания рождения Христа, поклонение волхвов, Крещение и первое чудо в Кане Галилейской. Оттуда в III-IV вв. он распространился по всему христианскому миру, в том числе и на Западе. Традиция отмечать Рождество Христово 25 декабря появилась на Западе на рубеже III-IV вв. В Риме Рождество стали праздновать не позже 354 г. В течение IV-V вв. этот праздник распространился в Восточных Церквах (за исключением Армении). Таким образом, Восток и Запад «обменялись» двумя великими церковными праздниками.
Подлинной причиной установления праздника Рождества Христова следует считать борьбу с арианством. Ариане отрицали Божественную природу Иисуса Христа, соответственно отрицали и Боговоплощение, утверждая, что Мария родила обычного человека. Этот тезис, спустя сто лет, повторил Несторий. Церковное торжество, во время которого читается Евангелие о тайне чудесного рождения Пречистой Девой Богомладенца Христа, произносится поучение о Его Богочеловечестве, воспевается в молитвословиях Божественная любовь к человечеству, ради которой «Слово стало Плотью», давало возможность запечатлеть истину в умах и сердцах церковного народа.
Фоторепортаж:
902 просмотра.