Лекция известного юриста состоялась в рамках Рождественских чтений
30.11.2016
Текст: Емельянов Александр, студент четвертого курса Хабаровской духовной семинарии
Фото: Скуридин Алексей, студент второго курса Хабаровской духовной семинарии
29 ноября 2016 года в читальном зале семинарии состоялась лекция на тему сектантских движений.
Лектор - Иванишко Игорь Викторович, руководитель Службы по правовому сопровождению миссионерской деятельности Синодального миссионерского отдела, эксперт-религиовед при Министерстве юстиции РФ, преподаватель кафедры уголовного процесса, криминалистики и судебной экспертизы Университета правосудия при Верховном Суде РФ. Преподаватель рассказал слушателям о миссионерской противосектантской миссии Русской Православной Церкви, а также затронул важную проблему, возникающую при контакте с сектами: а можно или нужно ли называть секты «сектами»?
Сегодня множество проблем возникает при разговоре о сектантских движениях; священнослужители, говоря о сектах и называя их таковыми, навлекают на себя гнев и крайнее недовольствие последних. Те, в свою очередь, инсценируют судебные тяжбы, к которым священники порой оказываются неподготовленными, поэтому Игорь Викторович, как руководитель специальной правовой службы при Синодальном миссионерском отделе, берет на себя дело защищать служителей Церкви. И ни один судебный процесс не был проигран православной стороной. Однако, вернемся к изначальному тезису о сектах: является ли слово «секта» оскорблением?
Современный человек, услышав слово «секта», представляет в воображении закрытую организацию, которая управляет людьми, и те продают свои квартиры, отдавая все средства и силы секте; их родственники остаются в недоумении о том, как их родной человек мог поддаться их влиянию и войти в эту организацию. Слово «секта» может пониматься сегодня по-разному. С древних языков оно может быть переведено как «школа, учение», или «философия»; или оно произошло от слова «секарэ», что означает «отсекать». То есть в этом понимании, секта есть отсеченная часть от основного вероучения. Также, слово «секта» используется во многих сферах общественной жизни; в журналистике и средствах массовой информации, в политике, в социологии, в юриспруденции, в психологии, в экономике, религиоведении, теологии и др.
Но ведь мы не видим, чтобы каждый день против политиков, экономистов или юристов заводились судебные дела по факту оскорбления определенного религиозного движения? В сфере экономики и религиоведения встречается понятие коммерческий культ, когда такая секта является некоей предпринимательской организацией для заработка денег, а религиозное учение, если оно заявлено в такой организации, используется всего лишь в качестве ширмы, приманки для людей, на которых секта зарабатывает капиталы.
Лектор указал на то, что если мы перестанем называть секты «сектами», то тогда как их можно называть? К примеру, Министерство образования Российской Федерации предложило заменить наименование дисциплины «Сектоведение» на «Нетрадиционные религиозные движения». Некоторые московские ВУЗы сектоведческую дисциплину назвали «Новые религиозные организации». К новым организациям, по мнению большинства ученых, относятся религиозные общества, существующие не более 50-60 лет. А как тогда назвать мормонов, Свидетелей Иеговы или Адвентистов Седьмого Дня? Ведь им более 100 лет?
Их можно назвать альтернативными религиями, как в Германии, или молодежными культами. Однако к молодежным культам нельзя отнести Свидетелей Иеговы: основная возрастная категория её членов - это люди среднего возраста. Также они занимаются вовлечением в свои ряды пожилых людей. Так как все-таки назвать все эти религиозные общности? Ни одно перечисленных выше названий не подходит для всех сект сразу.
Александр Леонидович Дворкин, российский исследователь современного религиозного сектантства, деятель антисектантского движения в России и православный богослов, говорит на этот счет, что все они не что иное, как самые настоящие секты. Слово «секта» в обществе используется очень часто, в отличие от слова «ересь». В России «ересь» ассоциируется лишь с искажениями православных догматов, осужденных Вселенскими Соборами, поэтому эти религиозные движения нельзя называть ересью. Однако Свидетели Иеговы, по мнению богослова, являются сектой с элементами еретического вероучения; это псевдорелигиозная коммерческая организация, основанная на квазикоммунистической идеологии с элементами язычества и прикрывающейся несколькими христианскими образами и концепциями. По мнению Александра Леонидовича Дворкина, также как и по мнению Иванишко Игоря Викторовича, слово «секта» не имеет равноценных аналогов и поэтому оправдано его применение как в науке, публицистике, так и в богословии.
Нужно добавить, что в судебных процессах православная сторона доказывает, что слово «секта» не имеет единого толкования и не имеет априори отрицательного значения; это лишь наименование религиозного течения. К примеру, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 23 ноября 1999 года ввел в правовой оборот слово «секта». Также слово « встречается во многих нормативно-правовых актах России: Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Доктрине информационной безопасности Российской Федерации и др. Также в Комментариях к Уголовному кодексу Председатель Верховного Суда РФ Лебедев В.М. использует это наименование религиозных движений, и в этом нет ничего странного или обидного. Помимо этого, не только религиозные движения называются сектами: тоталитарной сектой впервые был назван, что шокирует, фашизм в XX столетии.
В целом, тоталитарная секта имеет в себе несколько отличительных признаков. Ей руководит харизматический лидер, сама секта применяет к своим членам технологии манипулирования сознанием, подавляет критичность мышления, использует обманные методы вовлечения и удержания адептов в организации. Нередко людям, попавшим в такую организацию, угрожает опасность вреда здоровью или лишения жизни. Это такие секты, как «Небесные врата», «Храм народов», «Ветвь Давида», «Саентология» и другие.
В конце лекции Игорь Викторович рассказал о недавно появившихся сектантских движениях в России, а также дал им характеристику. Слушатели, в свою очередь, задавали эксперту интересующие их вопросы о сектантских движениях.
1395 просмотров.