«Неоконченная пьеса для механического пианино»
07.03.2015
Автор: Рудь Наталья Петровна, руководитель лектория.
Фото: кадр из фильма.
В рамках лектория «Духовные поиски киноискусства» в Хабаровской семинарии состоялась очередная встреча, посвященная фильму Н. Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Фильм по мотивам произведений А.П. Чехова («Безотцовщина», «Три года», «Моя жизнь», «В усадьбе», «Учитель словесности») оказался необыкновенно созвучен мироощущению русского человека 1970-х, вызвал тогда острое чувство узнавания. Мучительно сладкого или мучительно горького, но узнавания.
Встреча с фильмом сейчас, помимо узнавания, имеет и оттенок светлой ностальгии — по серьезности, задумчивости, неспешности жизни конца XIX века или века ХХ-го. Когда относительно спокойное историческое время обещает быть достаточно долгим, чтобы что-то успеть понять, что-то успеть исправить.
Круг вопросов на обсуждении после фильма был широким: от анализа экранного воплощения художественного мира А.П. Чехова до поиска ответа на вопрос о будущности русской культуры. Это была встреча мнений, живого волнения дискуссии, когда говорили не по поводу фильма о своем, а вступали в диалог с авторскими концепциями Чехова, Михалкова.
Размышляя о главном образе фильма — механическом пианино — участники обсуждения говорили о воплощении в механической бездушной игрушке образа бессмысленного, неживого, потерянного бытия. Но в названии фильма есть и надежда: пусть перед нами пьеса для механического пианино, которая так узнаваема, которая вновь и вновь разыгрывается на русских просторах, но пьеса ведь не окончена. И выводы в финале фильма неоднозначны, вызвали бурные споры, и жизнь наша — неоконченная пьеса, в которой всегда есть надежда, вера и любовь.
967 просмотров.