«В огне брода нет»
13.02.2015
Автор: Рудь Наталья Петровна, руководитель лектория.
В Хабаровской духовной семинарии в рамках кинолектория «Духовные поиски киноискусства» состоялся просмотр и обсуждение фильма Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967).
Фильм советской поры о революции и гражданской войне, казалось бы, предполагает наличие вполне очевидного идеологического контекста, определенную расстановку смысловых акцентов. Но проблемы и вопросы, о которых говорили зрители после фильма Глеба Анатольевича Панфилова, оказались много шире какой бы то ни было однозначной трактовки. Как любое произведение большого мастера, настоящего художника, фильм «В огне брода нет» сложен и многомерен, обращает к универсальным вопросам человеческого бытия и вполне конкретным вопросам бытия русского человека в истории. Потому что огонь, в котором нет брода,— слишком частое и хорошо знакомое состояние русской культуры.
Главная героиня фильма, Таня Тёткина (в исполнении Инны Чуриковой), вместе с остальными находится в самом пекле, в пожаре гражданской войны, где так страшно идет брат на брата. Но в этом пекле, как и всегда, еще есть любовь, есть творчество, есть прекрасная и чистая жизнь. И напряжение духа, крепкая вера в мировую революцию, в то будущее, когда всем будет хорошо, когда никто никого не будет мучить.
Таня Тёткина, по выражению одного из героев фильма, «дура… а может, чудо». Чистая, голубиная душа, как говорили участники обсуждения, но такая доверчивая, совершенно необразованная, без критического отношения к миру, людям. Всё на веру, ожидания только хорошие, а там как жизнь повернет. На любое событие Таня реагирует совершенно по-детски, наивно, без разумения и анализа. И смерть ее вышла такой же — нелепой, неразумной, но с каким-то нездешним смыслом.
А будет ли мировая революция и новый прекрасный мир, и действительно ли в огне брода нет, и как людьми оставаться, когда «мировой пожар в крови» — это все вопросы, на которые каждый сам себе может ответить. Поэтому режиссер, как настоящий художник, создает на экране мощный аккорд, целую симфонию смыслов, но не дает однозначного вывода.
Очень интересно было услышать мнение тех, кто видел фильм ранее, во время его премьерных показов, тех, кто вырос в советской культуре и может оценить разность интерпретаций. И замечательно, что присутствовали люди разных поколений, разных взглядов…
Когда во время обсуждения люди говорят о своем понимании фильма, о важных его моментах, удивительные происходят вещи. Необыкновенно ярким и значительным становится текст, каждое мгновение фильма, каждый элемент экранной образности. И что-то продолжает происходить с тобой потом — внутреннее волнение, напряжение духовное, благодарность от встречи с живой душой другого человека.
Следующая встреча в рамках кинолектория будет посвящена фильму Алексея Юрьевича Германа «Двадцать дней без войны» (15 февраля, начало в 16.30).
919 просмотров.