Истоки церковного пения… Пение ангельское и пение земное
29.05.2014
Текст: Зихаренко Наталья Ивановна.
Фото: Науменко Павел.
Источник видео: http://www.youtube.com/VestiKhabarovsk.
В Хабаровской духовной семинарии прошли публичные лекции преподавателя Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Екатерины Александровны Смирновой. Занятия 21 мая и 23 мая 2014 года проходили в рамках Четвертых краевых Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «Славянская письменность и культура: изучение, сохранение, преумножение».
На первой лекции Екатерина Александровна рассказала крюковой нотации, расставив акценты и дав яркую характеристику каждого знака для их быстрого запоминания. «Крюк», «параклит», «стопица», «крыж», «стрела простая» — теперь эти термины и понятия нам знакомы.
Кроме введения в крюковую нотацию мы узнали и некоторые моменты из истории церковного пения на Руси: о школах для изучения богослужения, о первых нотных рукописях, о том, что музыкальный канон переняли полностью из Византии, и о существовании словаря попевок.
Екатерина Александровна, как специалист в области древнерусского певческого искусства, проводила со слушателями и практические занятия по чтению и пению знаков крюковой нотации. У некоторых из присутствовавших эти практические занятия вызвали восторг и восхищение.
На середине практических занятий закончилась первая лекция.
Вторая лекция была посвящена рассказу о дальнейшей истории знаменного пения на Руси. Мы познакомились с путевым распевом, демественным распевом, узнали о том, что пению учились с 5 – 6 лет. И знаменное пение и демество подчинены осьмогласию. Напевки могли быть переписаны с одного распева на другой. Талант варьирования распевами ценили: мастером-распевщиком считался тот, кто мог сделать до 20 распевов на один текст.
Затем Екатерина Александровна рассказала о раннем русском многоголосии, которое берет начало с демественного распева, и об унификации русского церковного пения.
Вторая лекция также содержала практические занятия пения по крюкам.
1088 просмотров.