Занятие по знаменному пению и немного о Фаворском свете
22.04.2014
Автор: Емельянов Александр.
Фото: Науменко Павел.
22 апреля 2014 года в аудитории Сектора дополнительного образования в Хабаровской семинарии прошло занятие, посвященное богословскому осмыслению знаменного пения.
Изначально занятие было поделено на две части: первая часть — повествование о «нетварном свете», вторая — рассказ о проявлении «нетварного света» в церковном искусстве: на иконах и в текстах знаменного распева. Первую часть занятия провел преподаватель патрологии Квашнин Михаил Владимирович, а вторую часть — преподаватель Школы знаменного пения Вихрова Евгения Петровна.
Понятие «нетварный свет» (также его называют Фаворским светом) связано с известным всем христианам событием — Преображением Господа Иисуса Христа,— в котором Он показал свою небесную славу посредством этого света и божественной благодати. Впоследствии по поводу значения Фаворского света в Церкви велись ожесточенные споры. К примеру, Варлаам Калабрийский утверждал, что Фаворский свет был сотворен Богом для просвещения апостолов и после исчез. Его оппонентом в этом споре был Григорий Палама, который считал, что Фаворский свет является нетварным и несет в себе божественную благодать.
Фаворский свет — «не есть ни тварь, ни сущность Бога, но нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности». С помощью этого света мы по духу приближаемся к состоянию святости, становимся Богами, но по природе остаемся людьми.
Вторая часть урока была посвящена, в основном, обозначениям знаменного распева в текстах XV-XVI века. В частности, была рассмотрена буква Ѳ («фита»), которая относится к так называемым тайным знамёнам в знаменном пении.
В тексте она означает то, что в этом месте должен быть спет определенный распев. Но это место не должно быть простым. В текстах были рассмотрены места, где фита указывалась над такими словами, как «ангел» и «Бог». Сама буква Ѳ указывала, как считают исследователи, на греческое слово «θεός», означающее «Бог». Существует мнение, что эта буква над текстом в богослужении указывала на то, что в момент пения определенного слова нужно отстраниться от всего мирского и обратиться с усиленной молитвой к Богу. Также можно упомянуть о втором мнении, которое гласит, что в это время нужно молиться, постоянно проговаривая про себя Иисусову молитву.
Также есть знак, использовавшийся в знаменном письме, но не имеющий точного значения и по сей день. Он выделялся на полях в определенных местах и писался как русская буква Э. Как видно в тексте, он ставится перед обращением к Господу, к Богородице или к какому-либо святому. Существует факт, о котором говорит исследователь Успенский Б.А., что перед переведенной на церковно-славянский язык фразой «Я есть тот, кто я есть», которая была ответом Бога Моисею около Неопалимой Купины, был поставлен именно этот знак. Что удивительно, знак «Э» не встречается и не встречался ни в одном справочнике или таблице по знаменному пению.
Знаменное пение нередко сравнивается с иконой, передающее его слушателям особенное молитвенное состояние. Многие не понимают знаменного пения, но возможно, вслушиваясь в его распевы, они откроют для себя удивительный молитвенный мир и божественную благодать, сравнимую с «нетварным светом».
1302 просмотра.