Нужна ли психология будущим священникам?
04.02.2014
Автор: Реутский Алексей.
Источник: «Церковный вестник».
Для чего будущим пастырям изучать психологию и чем она может помочь в их служении? Об этом размышляли участники семинара «Преподавание практической психологии в духовных учебных заведениях», состоявшегося в формате XXII Международных рождественских чтений.
Администрация многих духовных учебных учреждений сомневается в том, нужно ли их студентам преподавать психологию. Такое впечатление сложилось у ректора Хабаровской духовной семинарии и митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия.
Почему это так? По мнению архиерея причины две. С одной стороны, психологи не знают, как объяснить архиереям, для чего священникам нужна психология, т.к. не очень ясно понимают специфику служения священника. А с другой, по убеждению известного психолога Бориса Братуся, психология дискредитировала саму себя. На книжных прилавках очень много псевдопсихологической литературы, которая рассказывает как добиться успеха в жизни, решить проблему личной жизни или быстро выучить английский язык. Кроме того, главная задача современной психологии в том, чтобы воспитать успешного человека (в смысле ценностей западного общества), который достиг самоактуализации, развил и раскрыл все свои способности. Воспитать личность, которая наиболее адекватно воспринимает действительность, свободна от влияния стереотипов и предрассудков.
А насколько самоактуализация актуальна для священников и семинаристов, задался вопросом ректор Хабаровский семинарии и для полноты картины провел исследование не только среди священников, но также среди предпринимателей, врачей, воцерковляемых мирян, мирян воцерковленных и семинаристов. Самые высокие показатели «успешности» продемонстрировали предприниматели, а священники заняли последнюю строчку в рейтинге. Чем это объяснить? Разве плохо быть успешным? Отнюдь, но у священников немного другие цели в жизни.
«Низкие показатели самоактуализации относятся к человеку смиренному, который может отвергнуть самого себя, пожертвовать самим собой, у которого есть совесть, есть нравственное чувство, который ориентируется не на себя, не на свое мнение и оценки, у которого нет самомнения и самопревозношения»,— сделал выводы владыка Игнатий. Это не удивительно, ведь отношение священника к миру строится на самоотвержении и любви (что по сути тоже является самоотречением). И если предприниматель — это успешный человек, который любым способом идет к успеху, то факт «успешности» священника, если использовать ту же терминологию — это его близость к Богу, считает митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.
Но значит ли это, что изучать психологию ему не нужно? Ведь жили же раньше без психологии.
Проблема в том, что одна из главных задач духовных учебных заведений — это четкая система обучения и воспитания. Понятно, что ее надо выстраивать на основе духовного наследия святых отцов. «Но к сожалению у святых отцов нет четко выстроенной психолого-педагогической системы воспитания человека с того момента, как он пришел в Церковь, до того как он рукоположился и после принятия сана. И нам в семинариях приходится ее создавать»,— отметил владыка.
Также по его глубокому убеждению современная научная и практическая психология, если в ней правильно расставить акценты, может оказать в решении этой задачи большую услугу. В частности, помочь уже на стадии поступления в семинарию отсеять тех ребят, кто не подходит для священнического служения. Или определить семинаристов, страдающих от невроза и во время оказать им помощь.
А что о преподавании им психологии думают сами священники? В 2012 году Общество православных психологов Санкт-Петербурга провело опрос священнослужителей на предмет востребованности психологических знаний, рассказала доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии Лариса Шеховцова. Оказалось, что знать о возрастных индивидуальных особенностях своих чад хотели бы 26% опрошенных, обладать знаниями по коммуникативной культуре психологии общения — 18%, владеть технологиями консультирования, необходимыми для душепопечительской практики — 14%, знать психологию семьи — 10%.
«Священники сами отмечали, что 70% прихожан обращаются к ним с психологическими, душевными проблемами. Это проблемы сложности синтеза мировозрения и поведения, переживания прошлых травм, вины, зависимостей, семейных конфликтов, общение с неверующими родственниками и в том числе проблема взаимоотношений на церковном приходе»,— отметила Лариса Шеховцова. Она убеждена, что пришло время для разработки православной психологии как научной дисциплины. «Православную психологию можно понимать как интеграцию психологического знания с христианским учением и мировозрением,— говорит ученый.— Предметом православной психологии является человек как целостная тримирия „тело-душа-дух“, как существо тварное и падшее, но сначала созданное по образу Божьему».
Но пока ученые размышляют о православной психологии как будущей науке, в Хабаровской семинарии в сентябре 2013 года по благословению правящего архиерея прошел первый цикл занятий из курса «Практическая пастырская психология».
«Идея курса родилась три года назад, во время проведения семинара „Психологической школы пастыря“ в городе Петропавловск-Камчатский. Когда мы разбирали непростые ситуации, многие отцы говорили: „Ах, если бы я это знал в семинарии!“ От священника всегда ждут многого: совета, наставления, вразумления, утешения, без поправки на возраст и на опыт»,— говорит автор курса, психолог Наталья Скуратовская. Наталья представила на текущем семинаре презентацию своей программы. Для ее написания психологу пришлось прочитать труды святых отцов (в частности Амвросия Медиоланского, Григория Двоеслова и д.р.) до православных психологов наших дней. Но после того, как она организовала несколько тренингов для священников Камчатской епархии, священники стали обращаться к ней за психологической консультацией уже в частном порядке. На основе практики этого общения и был составлен вышеназванный курс.
Как же отвечает практический психолог на вопрос, зачем священнику психология? «Для того, чтобы понять внутренний мир других людей: церковных и нецерковных, расположенных общаться или даже враждебно настроенных,— отвечает Наталья.— Чтобы правильно взаимодействовать в различных ситуациях с разными людьми». Бывает, например, что пастырь сам, не подозревая об этом, может спровоцировать неразрешимые проблемы и обвинять при этом своих прихожан или священноначалие. Психология нужна, чтобы познать себя и эффективно справляться с собственными внутренними сложностями (но и не преувеличивая их). Например, мыслями об оставлении служения. Психология нужна, чтобы продуктивно сотрудничать с психологами, направляя к ним своих чад, не занимаясь вместо духовного окормления психологическим консультированием. «Можно сколько угодно побуждать человека бороться с грехом уныния и утешать, но если у него эндогенная депрессия, которая требует медикаментозного лечения, священник должен понять, что тут проблема не духовная, а психологическая и отправить пасомого к соответсвующему специалисту»,— убеждена Наталья Скуратовскя.
1237 просмотров.