Круглый стол «Пастырское душепопечение. Акмеологический взгляд»
10.12.2013
По материалам Кафедры психологии и педагогики Хабаровской духовной семинарии.
Фотографии: Науменко Павел.
4 декабря 2013 г. в Хабаровской духовной семинарии в рамках Хабаровского регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол «Пастырское душепопечение. Акмеологический взгляд». Работу круглого стола возглавил Игнатий, митрополит Хабаровский и Приамурский.
На круглом столе обсуждались такие вопросы:
— Пасторология и психология. Области соприкосновения, пути сближения;
— Пастырское душепопечение в богословской парадигме — возможности акмеологического исследования;
— Возможности применения психологических методов измерения, оценки и анализа душепопечительской деятельности пастыря.
В работе круглого стола приняли участие студенты Хабаровской духовной семинарии, которым были интересны обозначенные вопросы, а также гости семинарии — участники проходившего в Хабаровске 28–29 ноября Всероссийского Форума по коррекционной педагогике и специальной психологии:
Сухарев Александр Владимирович — директор Центра этнофункциональных исследований Государственной академии славянской культуры, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор (г. Москва);
Горячева Татьяна Германовна — доцент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», кандидат психологических наук (г. Москва);
Богоявленская Мария Евгеньевна — заведующий лабораторией ФГНУ «Института психолого-педагогических проблем детства», кандидат психологических наук, доцент (г. Москва);
Кондратьева Светлана Юрьевна — доцент кафедры логопедии ГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им А.И. Герцена», кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург);
Калмыков Владимир Васильевич — сотрудник Центра экстренной психологической помощи (филиал МЧС России).
С большим вниманием и интересом был заслушан доклад владыки Игнатия.
Тема круглого стола вызвала интерес и активное обсуждение. Так, Сухарев Александр Владимирович увидел непосредственные точки соприкосновения и высказался за плодотворное сотрудничество Церкви с психологией и психотерапией, но при условии адекватного разграничения методов воздействия и сфер компетенции. В соответствии с этим психологии и Церкви нужно стараться узнать друг о друге больше, ведь человек приходит к психотерапевту и священнику с похожими проблемами.
Студенты Хабаровской семинарии приняли также активное участие в обсуждении поставленной проблемы и отметили, что задача пастыря в душепопечении заключается в том, чтобы увидеть подлинную глубину человеческой личности, быть бережным садовником, по словам Иоанна Лествичника, реставратором, стремящимся восстановить разрушенную прекрасную икону — творение Божие,— а для этого нужно хорошо знать и понимать человека.
Горячева Татьяна Германовна обратила внимание на то, что глубину человеческой природы можно познать двумя путями — личным опытом и наблюдением, которое дает основание для собственных обобщений, или приобщением к знаниям других людей посредством изучения наук о человеке. Такие знания о человеке, кроме святоотеческого наследия, сегодня предоставляет психология.
Калмыков Владимир Васильевич в своем выступлении говорил о том¸ что пастырское служение в аспекте душепопечительской деятельности следует отнести к профессиям типа «человек — человек». Представляется важным проанализировать общие моменты деятельности пастыря и представителей других профессий данного типа, прежде всего, психолога-консультанта, а также сравнить специфические особенности пастырского дела с этими профессиями. И, наконец, еще одна сторона пастырской работы — это социальная работа Церкви в больнице, интернате, работа с инвалидами и беспризорниками. В этой пастырской работе особым образом проявляются человеческие качества самого пастыря. Здесь нужно быть не столько профессионалом, сколько христианином.
Участники круглого стола пришли к общему мнению, что пастырское и психологическое служения действительно во многом сходны. И это сходство определяет перспективы их сотрудничества в широком церковном служении. Верно, однако, и то, что в немалой степени они и различны. Главное и принципиальное отличие этих служений — в их предельных целях. В этом смысле, говорить о конкуренции или притязаниях никак нельзя: эти служения совершаются в различных онтологических горизонтах.
В результате обсуждения участники круглого стола пришли к общему мнению, что диалог Церкви и психологии сегодня актуален и перспективен.
1473 просмотра.