Главная События Новости Краевые педагогические Рождественские чтения

Краевые педагогические Рождественские чтения

04.12.2013

Автор: Кирильчик Алексей.
Фото: Наументко Павел.

4 декабря 2013 г. на базе Хабаровской духовной семинарии в рамках регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений прошли Краевые педагогические Рождественские чтения. Организаторами данного педагогического форума выступили Министерство образования и науки Хабаровского края и Хабаровская епархия Русской Православной Церкви.

Перед началом чтений митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий пожелал всем плодотворной работы и творческих находок, особо подчеркнув актуальность данной встречи в заявленном формате.

В течении 20 лет в столице нашего отечества проводятся Рождественские чтения, ставшие знаковым событием в общественной жизни страны. Появление регионального компонента в области педагогики ставит задачу по формированию правильной позиции в деле духовно-нравственного воспитания будущего поколения. Лучшие доклады регионального этапа будут представлены в Москве.

Первым на пленарном заседании выступил митрополит Игнатий с докладом «Святость как духовная категория». Именно святость является фундаментальным основанием христианства и именно эта категория может рассматриваться как идеал в нашем обществе.

«В педагогической науке под духовностью понимается нечто нравственное и морально ценностное, но данная категория намного глубже и шире, имеет принципиально иное значение,— сказал владыка.— Она определяет сущностные характеристики личности и зиждется на фундаментальных основаниях христианства».

Православное понимание духовности — это соприкосновение (сопричастность) с Духом Святым, это действие Бога на человека Своими энергиями и восприятие этих энергий человеком. И именно духовное состояние человека, его стремление к истине определяет состояние святости. А Истина — это Христос, Который явил человеку образец святости как цели и смысла человеческой жизни.

Спаситель восприняв человеческую природу, носителем которой является каждый человек, исцелил ее в Самом Себе. Тем самым, сопричастность ко Христу через духовное совершенство открывает нам путь достижения святости.

Однако путь духовного совершенствования непрост, он тернист и узок, но он единственно правильный. Поэтому чрезвычайно важно воспитывать подрастающее поколение на основе духовных категорий, формируя у него истинные ценностные ориентиры. И роль учителя в этом процессе исключительная.

О важности педагогической деятельности в духовно-нравственном воспитательном процессе говорила и Лазарева Лариса Петровна, доктор педагогических наук, профессор ДВГУПС. В своем докладе «Идеи нравственного воспитания в православной педагогике» Лариса Петровна акцентировала внимание слушателей на том, что нравственным ребенок может стать только через духовность, ибо последнее определяет первое. Если у ребенка формируется внутренний духовный мир на основе вечных ценностей, то он, находясь в социуме, будет вести себя исходя из нравственных законов и наоборот.

Как соприкосновение с духовным преображает ребенка, корректирует его восприятие мира показала на примере собственного опыта Старун Наталья Ивановна, заведующая сектором русского искусства Дальневосточного художественного музея, прочитав доклад «Спасительные образы иконы в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации».

О святости на примере жития игумена земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, 700-летие со дня рождения которого мир будет отмечать в 2014 году, говорила кандидат исторических наук, доцент ХГИИиК  Лапшина Зоя Степановна. «Образ прп. Сергия Радонежского в контексте эпохи формирования национального самосознания» — так назывался ее доклад.

На пленарном заседании также были заслушаны доклады: «Духовный смысл одаренности» (Кушнарева Наталья Юрьевна, преподаватель ХДС), «Русские философы о святости» (Давыдова Светлана Ильинична, кандидат философских наук, доцент ДВГГУ) и «Развитие представления об идеале» (Рудь Наталья Петровна, кандидат культурологических наук, доцент ДВГГУ).

Далее работа педагогического форума была продолжена в секциях. Участники Краевых педагогических Рождественских чтений (а зарегистрированных участников было около 180 человек) могли выбрать секцию по интересам. Наиболее популярными, судя по количеству присутствовавших на них, были секции «Возможности гуманитарного и эстетического образования для духовно-нравственного воспитания учащихся» (подробнее) и «Реализация православного образовательного стандарта» (подробнее). В рамках чтений работали также такие секции: «Духовно-нравственный компонент Федерального государственного стандарта начальной школы» (подробнее), «Воспитательный потенциал историко-общественного образования» (подробнее) и «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» (подробнее).

Также участники чтений смогли посетить мастер-классы: «Духовный потенциал современного экранного текста на примере анализа анимационного фильма «Ангелочек» (2009 г.)» (подробнее), «Церковнославянский язык» (подробнее), «Региональный аспект государственности: проблемы заселения юга Дальнего Востока» (подробнее), «Звучащие рукописи (древнерусское церковно-певческое искусство)» (подробнее), «Выразительные средства русской иконы».

В завершении чтений состоялся круглый стол, на котором модераторы секций рассказали о проделанной работе, высказали свои пожелания и предложения, особо отметив значимость работы в секциях с позиций обмена опытом и применения теоретических наработок в практическом русле.

Епископ Бикинский Ефрем, викарий Хабаровской епархии, вручил организаторам и активным участникам чтений благодарственные письма и ценные подарки. Наград от отдела образования Хабаровской епархии, руководителем которой является владыка Ефрем, были удостоены и некоторые участники и победители краевого фестиваля методических разработок педагогических работников за уроки духовно-нравственной направленности. Критерием определения награжденных была разработка методических планов на основе Православной культуры.

На круглом столе победители и лауреаты краевого фестиваля методических разработок «Урок духовно-нравственной направленности» были удостоены дипломов от Министерства образования и науки Хабаровского края.

Владыка Ефрем, подводя итоги состоявшегося педагогического форума, поблагодарил всех участников и гостей за проделанную работу и за соработничество на ниве просвещения, которая несомненно послужит укреплению позиций развития идей духовно-нравственного воспитания личности.



2471 просмотр.