Лекция китайского профессора «Духовный опыт в православии и конфуцианстве»
24.05.2013
Текст и фото: Игорь Ким, информационно-издательский центр Хабаровской семинарии
22 мая 2013 года в Хабаровской духовной семинарии прошла лекция профессора Пекинского педагогического университета Чжан Байчуня «Духовный опыт в православии и конфуцианстве». Профессор Чжан Байчунь является известным в Китае переводчиком русских философов. Он перевел на китайский язык труды В. С. Соловьева, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева и других. Научными интересами профессора являются русская религиозная философия, современное русское православие. Чжан Байчунь — признанный специалист в области русской мысли, пользуется уважением среди современных российских специалистов в области истории отечественной философии. На лекции присутствовали преподаватели, студенты Хабаровской семинарии, а также гости из Китая.
С вступительным словом к собравшимся обратился первый проректор Хабаровской духовной семинарии епископ Бикинский Ефрем. В частности, он сообщил, что профессор Чжан Байчунь является участником конференции составителей «Русско-англо-китайского словаря православной лексики», которая проходит в рамках Третьих Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений.
Свою лекцию профессор Чжан Байчунь начал со слов благодарности за возможность выступить с лекцией и сообщил, что в этом году Указом Президента Российской Федерации был награжден Медалью Пушкина. Для него это важное событие и он с радостью об этом поделился со слушателями.
Главная тема лекции — это опыт в православии и конфуцианстве. Опыт в православии, по мнению ученого, это опыт общения со Христом, т.е. опыт общения с Богом, причем живого общения с Богом. В конфуцианстве понятие «опыт» имеет свою специфику. «Опыт» существует только в общении между людьми: общение с родителями; общение с братьями, сестрами; общение с предками, т.е. с духами предков. «Опыт», по-конфуциански, сводится к познанию этого мира.
Разница между православием и конфуцианством состоит в том, что «опыт» в православии — это живое общение с Богом, а в конфуцианстве — он относится только к этому миру.
«Опыт» в православии — это духовный опыт. Духовный опыт, по мнению профессора, это «опыт», который основан на отрицании этого мира, материального мира. «Конфуцианство не учит отрицательному отношению к сему миру. Наоборот, конфуцианство учит, как лучше в этом мире жить. Таким образом, в конфуцианстве можно сказать нет духовной жизни, т.е. конфуцианство нас не учит отрицательно относиться к этому миру… Это не только мой вывод. Даже Гегель сказал, что все духовное далеко от китайцев».
После основной части лекции преподаватели и студенты семинарии смогли задать вопросы китайскому профессору.
Вопрос: Как вы оцениваете визит предстоятеля Русской Церкви? Что дал этот визит для взаимоотношений двух стран?
Ответ: Мне повезло, что я лично встретился с Патриархом в Пекине. Когда он давал прием, желающих было много, но мне повезло. Я смог задать ему несколько вопросов. Это у меня вторая встреча с ним. Первая встреча произошла в 1999 году, когда мы с другими учеными приехали в Москву.
Визит Патриарха в Китай я оцениваю очень высоко, очень высоко. Не могу сказать, что я ждал. Вернее сказать, что я не ожидал, что такой визит, вообще, возможен. Это для меня неожиданность. Это все для меня неожиданно. Особенно, встреча Патриарха и главы нашей страны. Эту встречу я не ожидал.
Но встреча совершилась. Эта встреча дает многое. Именно в том плане, что Китай — это особая страна. Без этой встречи, вообще, без этого визита многие дела просто находятся на мертвой точке. Хотя я как ученый не могу сказать, что все будет хорошо. К сожалению, я думаю, что мало, что изменится в политике. Но с другой стороны, многое можно сделать после этой встречи, поскольку это какой-то знак. Так сказать, который можно использовать, как угодно. В этом плане я оптимист, хотя трудностей там достаточно.
Вопрос: Конфуцианство верит, что души не умирают, души продолжают жить, но только в этом мире? И о даосизме. Цель в даосизме ставится в достижении земного бессмертия, но никто же его не достиг. На чем он держится, почему до сих пор в нем не разочаровались?
Ответ: Начну с последнего вопроса. Это очень интересный момент. Китайцев очень легко успокоить. Обычный человек живет сейчас 80 лет или 90 лет, а даосизм учит, как можно научиться жить до 800 лет. Китайцам, достаточно, хотя бы до 120 лет. Поэтому они не разочаровываются в даосизме.
Что касается души в конфуцианстве, то в нем, нет четкого понимания, где находится душа после смерти. Китайцы на этот момент не обращают внимания. Где находится душа после смерти, это не важно. Можно сказать, что души живут рядом с нами.
Вопрос: Любите ли вы этот мир или отрицаете? Возможна ли в будущем смена религии в Китае, например, на православие?
Ответ: Начну со второго вопроса, трудного вопроса. Это не от нас зависит, это зависит от Бога.
Я, конечно, отрицаю мир, как философ, прежде всего, и как религиовед, который много знает о религиях, потому что все, почти все, так учат. Все умные люди учат отрицательному отношению к миру в этом плане, я так сказать, уверен, что этот мир плохой. Этот мир возник когда-то и закончится когда-то. И об этом не стоит жалеть. Дело в том, что раз мы уже родились в этом мире, надо как-то жить, поддерживать порядок. По-христиански, раз Бог дал и мир, и нас, значит, надо как-то жить с этим миром. Но, если стремиться долго жить в этом мире, я считаю, что это просто не прилично. Не стоит в этом мире долго жить. Я думаю, что жить нужно столько, сколько положено, этого достаточно. Дольше это просто лишне. Это лишнее неприлично.
В завершение лекции первый проректор Хабаровской семинарии епископ Бикинский Ефрем поблагодарил профессора Чжан Байчуня за лекцию и подарил сборник трудов по славянской письменности, изданный Хабаровской духовной семинарией.
Фотогалерея «Лекция китайского профессора «Духовный опыт в православии и конфуцианстве».
4010 просмотров.