Работа Культурологической секции Кирилло-Мефодиевских чтений
18.05.2013
Текст и фото: Алексей Кирильчик, студент Хабаровской семинарии
16 мая 2013 года в Хабаровском государственном институте искусств и культуры в рамках Третьих краевых Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений прошло заседание культурологической секции на тему «Вопросы развития современной и традиционной русской культуры». На заседании присутствовали преподаватели и студенты Хабаровского государственного института искусств и культуры, Хабаровской духовной семинарии, приглашенные гости.
Каждая национальная культура — это форма самовыражения народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета. Любая культура уникальна и проходит свой неповторимый путь развития. Это в полной мере относится и к русской культуре. Учитывая многонациональность нашего государства, мы можем говорить о множестве составляющих понятия национальной русской культуры, причем в различных сферах ее проявления (музыкальном, художественном, декоративно-прикладном и т.д.).
Так, в своем выступлении на тему «Полиэтничность как исток специфики региональных музыкальной культуры и композиторского творчества», кандидат искусствоведения Лескова Татьяна Владимировна акцентировала внимание слушателей на проблеме поиска региональной специфики. В культурологической науке вопросы региональных культур стали разрабатываться относительно недавно.
Региональная музыкальная культура здесь не исключение. Ее особенностью в дальневосточном регионе выступает полиэтничность, которая сопряжена с существованием на одной территории коренного и некоренного населения. Именно этот фактор формировал в том или ином регионе национальное композиторское искусство, исполнительскую культуру. А под влиянием внедрения культуры некоренного населения сформировался фольклор местных жителей Дальнего Востока. Однако это внедрение повлияло на постепенную утрату коренной этнической музыкальной культуры. Традиционный аборигенный фольклор был заменен художественной самодеятельностью.
На сегодня полиэтничность в региональной музыке имеет достаточно большие перспективы, но при условии постоянной системной поддержки со стороны государства и прежде всего в области образования.
Вопросам декоративно - прикладного искусства, как части национальной культуры, был посвящен доклад студентки 4 курса ХГИИК Реджеповой Майи, а студентка этого же вуза Кибирева Татьяна прочла доклад на тему «Традиционные орнаменты в культуре славян: культурологический анализ».
Живой интерес у слушателей вызвал доклад доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой теории и истории культуры ХГИИК Алепко Александра Валентиновича «Семиотика досоветских и советских названий населенных пунктов российского Приамурья». Алепко А. В. в своем выступлении привел интересную статистику. Так, при освоении Хабаровского края были образованы около 120 населенных пунктов, но на сегодняшний день первоначальных названий осталось не так много. Большинство населенных пунктов называлось исходя из религиозного миропонимания поселенцев и упования их на помощь Божию при освоении новых земель. Новообразованные пункты имели такие названия как Благословенная, Благодатная, Богородская, Иннокентьевка, Покровка, Святогорье, Троицкое, Софийск и т.д. Другая большая группа названий станов поселенцев образовывалось исходя из их сословной принадлежности, составлявших в массе своей казачье сословие. К ним относятся такие названия населенных пунктов как Алексеевка, Охотск, Волочаевка. Населенные пункты назывались и в честь императорских особ (Николаевск, Екатеринославка, Императорская гавань), а также в честь землепроходцев (Хабаровка — в честь основателя Дальневосточных земель Ерофея Хабарова, Гродеково — в честь Приамурского генерал-губернатора, Корсаково — в честь генерал-губернатора Восточной Сибири).
С приходом советской власти начался процесс активного переименования в соответствии с новой идеологией. Связь с прежней эпохой была прервана. Однобокость советского мировосприятия отразилось появлением на географической карте Хабаровского края таких названий населенных пунктов как Известковая, 53 километр, Рыббаза и т.д. Николаевск в 1926 г. был переименован в Николаевск-на-Амуре, а Императорская гавань в Советскую гавань. Появляются населенные пункты им. Блюхера, Кирова. Больше всего же населенные пункты назывались именами Ленина и Сталина. Кроме того, появляются название городов и сел, посвященных важным событиям и символики советской эпохи – Комсомольск-на-Амуре, Красный Восток, Новый мир, Октябрьская, Партизанская.
Динамика развития и переименования населенных пунктов отражает исторические этапы развития нашей страны и очень отрадно наблюдать тенденцию процесса возвращения к своим истокам, в том числе и через присвоение новых названий городам и селам нашего края, ибо их названия как слепок отражают нашу общую культуру. При этом необходимо исключить ошибки недавнего советского прошлого при однобокости трактовки богатейшей истории России, в том числе и истории ХХ века.
Студентка 1 курса ХГИИК Оненко Людмила прочла доклад на тему «Распространение православия у коренных народов Приамурья». Основным источником при подготовке, сказала Людмила, послужила монография, автором которой является иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии. И она лично поблагодарила священника за проделанный труд.
По итогам работы секции были сформулированы предложения и рекомендации, которые будут направлены оргкомитету Кирилло-Мефодиевских чтений.
1322 просмотра.