Главная События Новости Обсуждая проект закона об образовании

Обсуждая проект закона об образовании

21.01.2011

Продолжается общественное обсуждение проекта закона «Об образовании в Российской Федерации». 21 июня 2010 года на заседании Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО по докладу ректора Хабаровской государственной академии экономики и права, заместителя председателя Совета ректоров Лихобабина В.А.

Было проведено обсуждение проекта закона и сформулированы предложения концептуального характера. Ректоры вузов края пришли к общему выводу, что поскольку законопроект затрагивает всех и каждого в России, постольку его всеобщее обсуждение надо начать с 01 сентября 2010 года, чтобы в него были внесены весомые, обоснованные предложения, прежде всего образовательной и научной общественностью. Данное предложение было направлено Президенту Российского Союза ректоров ректору МГУ им. М.В. Ломоносова вице-президенту РАН академику В.А. Садовничему.

Итак, какие же суждения вынес Совет ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО. Во-первых, приветствовалась сама идея принятия кодифицированного Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Однако, для кодифицированного федерального закона предложенный проект содержит слишком много бланкетных (отсылочных) норм к подзаконным нормативным актам (Указам Президента РФ; Постановлениям Правительства РФ; и в ещё большей степени к нормативно-правовым актам Минобрнауки РФ и т.д.), что может привести к серьёзным затруднениям и противоречиям его реализации в будущем, ибо именно в этой части правовое регулирование общественных отношений, в том числе и в сфере образования, подвержено политической конъюнктуре и субъективизму. Кодифицированный федеральный закон должен быть прямого действия, а для этого его нужно довести до кондиции Кодекса Российской Федерации об образовании.

Во-вторых, в законопроекте, в Главе I «Общие положения» нет главного – не сформулирована государственная политика в области образования и не изложены основные принципы государственной политики в области образования, как это было ранее и требуется, согласно юридической техники, для подобного рода Федеральных законов, тем более претендующих на роль кодекса. Ведь сложно представить, что в современной России не требуется государственная политика в области образования, а остались только сиюминутные задачи?!
Наконец, в законопроекте содержится большое количество ошибок терминологического, понятийного характера, что требует уяснения и однозначности. Ибо спор о понятиях – это принципиально. Это крайне важный момент, ибо мы мыслим понятиями. Определение понятий – довольно сложная процедура, тем более, когда понятие закрепляется в законе. К примеру, понятие «образование» – ключевое для данного закона. Говорится, что «образование – это «общественное благо». Но общественное благо предоставляется государством в форме товаров и услуг на нерыночной основе, т. е. бесплатно. Между тем, из 7,5 млн. студентов около 70% оплачивают своё образование, и оно для них благом не является; для них оно платная образовательная услуга. Поэтому, определить в законе образование как «общественное благо» в целом невозможно.

Система образования призвана через воспитание молодежи формировать нацию. Строго говоря, система образования является основным инструментом не только обучения, но в первую очередь воспитания молодежи и, таким образом, способом, которым общество непосредственно воссоздаёт себя в будущем. Однако в наше время мы наблюдаем, что образование склонны трактовать неоправданно узко, исключая воспитательный момент. Видимо, это также должно быть учтено в федеральном законе.

В идеале вся система образования и воспитания молодежи должна исходить из традиционных духовно-нравственных координат. Соотнося этот идеал со сложившимся к настоящему моменту положением дел, приходится констатировать, что во многих курсах общественных и гуманитарных наук роль духовных ценностей в формировании общенациональной культуры народа России явно недооценивается.

Архиепископ Хабаровский и Приамурский МАРК



1060 просмотров.