В Великий Четверг студенты духовной школы приступили к Святым Тайнам
05.04.2018
Текст: По материалам Информационного центра Хабаровской духовной семинарии
Фото: Скуридин Алексей, студент 3-го курса Хабаровской духовной семинарии
Четверг Страстной Седмицы – день воспоминания установления центрального Таинства Православной Церкви – Таинства Евхаристии. В этот день, по традиции, все молящиеся в храме приобщаются Святых Христовых Таин.
5 апреля 2018 года в семинарском храме были прочитаны чинопоследования 3, 6, 9 часов, изобразительных и вечерня в соединении с Божественной литургией Василия Великого, которую совершил иерей Олег Кузнецов.
Богослужебные песнопения исполнил мужской хор семинарии, под управлением Я.А. Бородиной.
В память о событиях той пасхальной вечери в Сионской горнице и совершенной на ней первой Евхаристии, вместо песнопения «Иже Херувимы тайно образующе» поются следующие слова: «Вечери Твой Тайной днесь, Сыне Божий, причастника мя прими. Не бо врагом твоим тайну поведаю, не лобзание Тебе дам, яко Иуда. Но яко разбойник вопию Тебе: помяни мя, Господи, когда придешь во Царствии Твоем». Это же песнопение поется на месте запричастного стиха и многократно повторяется во время причащения прихожан.
Богослужения Великого Четверга
Богослужения Великого Четверга уникальны. В этот день, когда Церковь воспоминает установление Таинства Евхаристии, служится самый торжественный чин Божественной литургии – святителя Василия Великого, а все православные христиане стараются приступить к Таинству Причащения. Тема богослужения проникнута воспоминаниями Тайной вечери, предательства Иуды и начала Крестного пути Господа.
Из евангельского повествования мы знаем, что на пасхальной вечере Христос преломил хлеб, говоря: «Примите, вкусите. Сие есть Тело мое». Потом же, благословив чашу с вином, произнес: «Пейте от ней все. Сие есть Кровь моя, Нового Завета, которая за Вас и за многих изливается во оставление грехов». Прежде крестной смерти, еще до того, как падшая человеческая природа, будет уврачевана через страдания воплотившегося Бога, Господь совершил величайшее чудо – Истинными Телом и Кровью приобщив Своих учеников, установив тем самым Таинство Евхаристии, как центральный момент литургической жизни будущей Церкви. Общая трапеза, где никто из приходящих не может быть отвергнут, но в равном достоинстве разделяет ее с Самим Христом, явилась прообразом будущей единой Вселенской Церкви, скрепленной Кровью Нового Завета. И это евхаристическое общение возможно только в единстве с Церковью.
Господь Иисус Христос, воплотившись в падшую, смертную человеческую природу, пострадав и воскреснув в ней, восстановил, оживотворил ее, сделав это возможным и для каждого из нас. «Причащаясь, – замечает митрополит Иларион (Алфеев), – мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Иными словами, происходит наше онтологическое соединение с Божеством. Мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества, и это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально – Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах… Христос становится для человека не только учителем, не только нравственным идеалом, Он становится для него пищей, и человек вкушает Бога, соединяясь с Ним духовно и телесно». Подобно тому, как мы вкушаем пищу земную, поддерживающую наши телесные силы, приобщаясь Небесной трапезе – Телу и Крови Господа нашего – мы укрепляем наши духовные силы для того, чтобы пройти многотрудное поприще земного бытия, преодолеть все препятствия, греховные пороки и сделаться участниками вечной радости в обителях Небесного Отца.
Даруя нам свою неизреченную милость в виде Таинства святой Евхаристии Господь, по словам святителя Иннокентия Херсонского «позаботился и о нашей слабости» – дал нам возможность принимать Истинные Тело и Кровь Свою под видом хлеба и вина. Эта великая тайна, которая не может быть постигнута усилиями человеческого разума, участниками которой мы становимся через веру.
В каноне утрени Великого Четверга есть слова, которые обращены к каждому верующему христианину: «Странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся» (ирмос 9 песни). Эти строчки литургической поэзии говорят о Таинстве Евхаристии – единственной истинно-бессмертной Трапезе. «Высоким умом», призывает нас Святая Церковь приобщиться Таинству Жизни. Только отрешившись приземленного материализма, оставив тщетные попытки логического объяснения, подлинно «высоким» умом, способным в благоговейном молчании созерцать иррациональную реальность иного порядка, в смирении и с благодарностью мы должны приступать к Источнику вечной жизни. «Подлинно, не низкий ум надобно иметь, дабы насладиться сей трапезы. – Пишет Иннокентий Херсонский. – Надобно сим умом возлететь на высоту любви Спасителя к нам, полагающего за нас душу Свою. Но этот высокий ум – на сей случай – дает не ученость, а вера».
Мы все должны помнить о том, что приступать к Святой Чаше мы можем только с чистым сердцем. Нет, никто не требует от нас идеальной чистоты от пороков– только один Христос абсолютно безгрешен, и только Он один силен полностью очистить от греха наше порочное сердце. Но, подходя к Святой Трапезе, мы должны иметь чистый помысел, сокрушение сердечное, твердую решимость к исправлению, искреннее раскаяние и примирение со всеми.
«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими. Не бо врагом Твоим Тайну повем, не лобзание Тебе дам, яко Иуда…» Этими словами учит нас сегодня Святая церковь приступать к Божественному Огню Евхаристии, напоминая о страшном злодеянии одного их ближайших учеников Христа. Он был на Тайной Вечере и уже тогда вынашивал свой злобный замысел о предательстве. Он слышал все слова Спасителя. Но не усрамился, не убоялся окаянный и дерзостно приступил к Причащению Святых Тела и Крови Христовой. Чаша Бессмертия сделалась для него источником вечного осуждения. «И по хлебе тогда вниде в онь сатана» (Ин 13:27).
Фоторепортаж:
629 просмотров.